Российская Экологическая Академия

18 февраля 2021 в Санкт-Петербурге состоялось заседание секции «Энергоэффективность, энергосбережение и ресурсосбережение в области водоподготовки и водоотведения»

Подробности: 3.03.2021. 13:43

 

18 февраля 2021 в Санкт-Петербурге состоялось заседание секции «Энергоэффективность, энергосбережение и ресурсосбережение в области водоподготовки и водоотведения» Научно-экспертного совета при рабочей группе Совета Федерации ФС РФ в рамках круглого стола «Комплексный подход по управлению сточными водами. Методы снижения биогенной нагрузки на водные объекты», организованного совместно с  НТС Ассоциации водоснабжения и водоотведения Московской области, Общественной палатой Ленинградской области и МОО «Природоохранный союз». Мероприятие прошло в off-line и on-line режимах.

Цели мероприятия следующие:

  1. Оптимизация системы администрирования и управления водными ресурсами.
  2. Актуализация подходов оценки гигиенической значимости и критериев токсичности в водных стоках по показателям нитрат аммония и фосфор органический контуре: pH, t, ТDS, растворённый O.
  3. Оценка состояния биогенного загрязнения природных вод на территории России (на примере Балтийского региона), выявление причин, сравнение имеющихся методов оценки биогенной нагрузки на водные объекты и обсуждение успешных практик решения проблем.

В работе круглого стола приняли участие представители федеральных и региональных исполнительных органов власти, профильных комитетов, научных, образовательных и общественных организаций, бизнес-структур и организаций-поставщиков оборудования.

Участники обсудили следующие вопросы:

– Качество воды водных объектов питьевого назначения (поверхностные и подземные источники воды) в Ленинградской и Московской областях;

– Охрана водных источников Санкт-Петербурга и Ленинградской области: законодательные требования и «коллизии», ответственность за правонарушения;

– Методы оценки биогенной нагрузки на водные объекты и успешные практики ее снижения;

– Опыт России в снижении биогенной нагрузки на водные объекты в рамках выполнения требований ХЕЛКОМ;

– Перспективы муниципальной поддержки местных решений для очистки сточных вод.

Модераторы мероприятия: Светлана Гафарова – руководитель секции, член Президиума Научно-экспертного совета при рабочей группе Совета Федерации, член НТС Росприроднадзора Минприроды РФ; Вероника Тарбаева, д.б.н., проф., академик РЭА – Председатель Комиссии Общественной палаты Ленинградской области, руководитель МОО «Природоохранный союз», председатель НТС Ассоциации водоснабжения и водоотведения Московской области, член НТС Минприроды РФ, член Экспертного совета по нацпроекту «Экология» при Президенте РФ.

Модераторы открыли заседание приветствиями, в которых отметили, что основными проблемами управления качеством воды являются такие как: использование для питьевых целей воды, не соответствующей по ряду показателей установленным нормативам; несовершенство экономического механизма управления качеством природных вод; устаревшая и противоречивая законодательная и нормативно-правовая база управления водными объектами; низкая эффективность надзорной деятельности; слабость системы мониторинга и статистики. Также имеются недостатки научно-методической базы управления качеством вод, а используемая в настоящее время концепция нулевого риска не обеспечивает достижения целевых показателей качества вод.

В своем докладе Председатель Комитета по природопользованию СПб Денис Беляев рассказал о практике применения водного законодательства в Санкт‑Петербурге, о ходе адаптации отрасли к уже внесенным законодательным изменениям, а также о работе Комитета в этой сфере. «Эффективность государственного управления водохозяйственным комплексом напрямую зависит от эффективности действующего законодательства», — отметил Денис Беляев. В результате проводимой Комитетом политики в области водопользования и возросшей экологической ответственности бизнеса за 2019-2020 годы удалось достичь следующих основных результатов:

— количество очистных сооружений в Петербурге увеличилось на 15% и составило 178;

— количество узлов учета объемов сточных вод на очистных сооружениях СПб увеличилось на 17% и составило 155, также узлами учета оборудованы все водозаборные сооружений города;

— количество водопользователей, использующих водные объекты на законных основаниях, увеличилось до 97,4%.

Активное внедрение водопользователями водоизмерительной аппаратуры и повышение рациональности использования воды способствует тому, что в С‑Петербурге наблюдается устойчивое снижение объема забираемой воды и объема сбрасываемых в водные объекты сточных вод. Такие объемы в 2019 году по сравнению с 2012 годом снизились соответственно на 22,8% и 18,5%.

Участники заседания поддержали тезис главы Комитета о недофинансировании отрасли. В своем выступлении Денис Беляев отметил, что существующие механизмы экономического стимулирования рационального использования и охраны водных ресурсов недостаточно эффективны и требуют изменений, в том числе в части совершенствования федерального водного законодательства, разграничения полномочий в области водных отношений между РФ и ее субъектами, а также федеральных проектов «Чистая вода» и «Сохранение уникальных водных объектов». Он предложил пересмотреть порядок расчета объема субвенций, выделяемых из федерального бюджета на реализацию переданных РФ  полномочий в области водных отношений, с учетом специфики субъектов РФ, в том числе объема средств, собираемых от платы за водопользование; предусмотреть адресность расходования собираемых средств на водохозяйственные мероприятия; а также увеличить ставки платы за использование акватории водных объектов.

Вероника Тарбаева в своем выступлении продемонстрировала успешный опыт выполнения научно-исследовательских работ по реализации ФЦП «Развитие водохозяйственного комплекса РФ в 2012 – 2020 годах» (ФЦП «Вода России») в области выполнения требований ХЕЛКОМ  по снижению биогенной нагрузки. Вначале  она кратко перечислила цели, задачи и основные направления Программы. Принимая во внимание, что ФЦП «Вода России» поддерживала научные исследования, в области международных отношений, интегрированного управления использования и охраны водных объектов, а также научные исследования, направленные на решение региональных водохозяйственных проблем, то вопросы, стоящие перед Россией при выполнении ее международных обязательств в рамках Конвенции по защите морской среды региона Балтийского моря (ХЕЛКОМ), успешно решались в ходе реализации ФЦП «Вода России».

По словам В.М. Тарбаевой, Россия – участница Конвенции с 1992 года (СССР подписал конвенцию в 1974 г.). Несмотря на определенные успехи, достигнутые странами региона Балтийского моря за более чем 40-летнюю историю сотрудничества, перед Россией на протяжении последних 20 лет ставили вопросы, на которые по тем или иным причинам не предоставлялись ответы. При этом научная работа в рамках ХЕЛКОМ постоянно ведется, ищутся новые подходы к оценке воздействия,  ограничению поступления загрязняющих веществ,  оценке достигнутого прогресса и достаточности мер и др. В то время как  нерешенные проблемы России не давали возможности нашей стране – полноценно участвовать в работе, предоставлять доказательную  оценку собственному прогрессу, а также порой опровергать информацию зарубежных балтийских коллег о  якобы российском загрязнении.

Далее эксперт перечислила основные проблемы, с которыми сталкивалась  Россия в рамках выполнения требований ХЕЛКОМ:

  1. Пробелы в данных по поступлению азота и фосфора, предоставляемых в ХЕЛКОМ (частичное для Финского залива и практически полное отсутствие данных  для Куршского и Вислинского заливов из Калининградской области).
  2. Занижение прогресса России в снижении поступления биогенных веществ в Балтийское море. «Приписки» и «домысливания» о возможном неучтенном загрязнении со стороны России в контексте трансграничной нагрузки.
  3. Отсутствие методологических предложений с российской стороны при оценке и распределении нагрузки биогенных веществ на Балтийское море.
  4. Отсутствие подходов в России по выполнению квоты по азоту и фосфору, установленной ХЕЛКОМ.
  5. Отсутствие анализа текущей ситуации по всем рекам и неконтролируемым территориям российской части водосборного бассейна Балтийского моря.

Профессор Вероника Тарбаева отметила, что в период 2015-2017 гг. были выполнены с ее участием три НИОКР в рамках реализации ФЦП «Вода России»: 2015 – Научно-обоснованные предложения по установлению биогенной нагрузки на Финский залив со стороны России и определение соответствия нагрузки требованиям Копенгагенской Министерской Декларации ХЕЛКОМ (2013); 2016 – Научно-обоснованные предложения по распределению величины трансграничной нагрузки с территории Калининградской области в юго-восточную часть Балтийского моря между Российской Федерацией и сопредельными государствами – Литва, Польша и Белоруссия;

2017 – Разработка научно-обоснованной прогнозной оценки воздействия биогенной нагрузки на водохозяйственную обстановку в бассейне реки Западная Двина в рамках российско-белорусского сотрудничества в области охраны и рационального использования трансграничных водных объектов. Проведение этих научных исследований было предложено для проработки вопросов, поставленных в Копенгагенской Декларации ХЕЛКОМ 2013 года, предписывающей  странам-участницам ХЕЛКОМ показать прогресс в достижении квоты по азоту и фосфору к 2016 году. Далее спикер отметила: «Результаты проведенных исследований помогли нам закрыть также  ряд других «застарелых» и, казалось бы,  «нерешаемых» вопросов». Работы в 2015-16 годах выполнялись совместно с Институтом озероведения РАН, Институтом агроэкологических проблем и МОО «Природоохранный союз».

«Обращаю Ваше внимание на то, что все достижения, указанные на слайдах – это то, что Россия ВПЕРВЫЕ представила в ХЕЛКОМ», – подчеркнула Вероника Тарбаева. В НИР  по Финскому заливу был предложен подход по распределению установленной квоты ХЕЛКОМ по рекам водосборного бассейна. Проанализирована текущая ситуация с формированием нагрузки в речных бассейнах, и сделана оценка потенциала ее снижения в бассейне каждой реки. В ходе работ был показан реальный прогресс от мер, предпринимаемых Водоканалом СПб, в части снижения поступления фосфора в Финский залив. Результаты были доложены на заседаниях рабочих групп ХЕЛКОМ. «Отрадно отметить тот факт, что  предложенный нами подход в настоящее время прорабатывается в Секретариате ХЕЛКОМ как общий методологический подход для всех стран региона Балтийского моря», – отметила спикер. «Еще один значимый прорыв – это начало проработки российской методики оценки диффузной нагрузки от с/х производства, в которой была сделана первая итерация по переходу от выноса от точечного производства к выносу с суббасейна»», – сказала эксперт.

В НИР 2016 года – исследования по трансграничной нагрузке от Калининградской области, поступающей в юго-восточную Балтику, были восполнены пробелы в официальных данных, предоставляемых в ХЕЛКОМ, и получена оценка нагрузки азота и фосфора валовых с рекой Преголя и от неконтролируемых территорий Калининградской области. Был определен трансграничный вклад Польши в формирование биогенной нагрузки с реками, впадающими в Балтийское море с территории Калининградской области. «Была, наконец-то, сформирована позиция России относительно вклада нашей страны в формирование нагрузки с рекой Неман. Был определен вклад от различных источников в формирование нагрузки с территории Калининградской области», – отметила Вероника Тарбаева.

Актуальность темы НИР 2017 г. была обусловлена озабоченностью Республики Беларусь (РБ) и стран-участниц ХЕЛКОМ возможным увеличением поступления биогенных веществ в ввиду интенсификации с/х деятельности  в Псковской области, рядом с границей с РБ. Исследования проводились совместно с Государственным гидрологическим  институтом, Институтом агроэкологических проблем, МОО «Природоохранный союз» и БиЭГ (Калининград). По словам спикера, активно были использованы инструменты математического моделирования,  проведены натурные измерения и сформулирована научно-обоснованная позиция России, которая была представлена на заседаниях Российско-Белорусской комиссии и профильных заседаниях ХЕЛКОМ в 2017-2018 годах. «Кроме того эта работа позволила России ВПЕРВЫЕ представить данные по биогенным веществам по  Западной Двине», – подчеркнула В.М. Тарбаева. – В целом, следует отметить, что благодаря  полученным нами результатам НИОКР – заполнены в значительной степени пробелы в данных, предоставляемых в ХЕЛКОМ, доля России в формировании биогенной нагрузки трансформировалась, демонстрируя положительный тренд, что было отмечено на заседаниях ХЕЛКОМ, в т.ч. и высокого уровня».

Актуальные и интересные доклады также были представлены сотрудником СЗУГМС Анастасией Луковской; зам.директора департамента технологического развития и охраны окружающей среды ГУП «Водоканал СПб» Владимиром Гвоздевым, вед.н.с. НИЦЭБ РАН, д.т.н.  Сергеем Холодкевичем и др.

Предложения по изменениям в водное законодательство, совершенствованию механизмов экономического стимулирования,  оптимизации системы администрирования и управления водными ресурсами и сточными водами, актуализации научных исследований по оценке качества воды и биогенной нагрузки на водные объекты были поддержаны участниками заседания. Итоговая резолюция будет направлена в Совет Федерации.

Ниже приводим обратную связь по мероприятию – письмо Комитета по энергетике и инженерному обеспечению СПб.

 

 

Благодарю Вас за предоставленную возможность принять участие в заседании.

Прошу Вас по возможности прислать презентации участников и ссылку на запись заседания.

 

Использование природных технологий для очистки сточных вод и восстановления водоемов требует проведения НИОКР и по результатам применения в комплексе водоохранных мероприятий с минимальными затратами.

Установка приборов онлайн контроля показателей на сбросе в водоемы хотя-бы по нескольким основным показателям должно стать обязательным, как сейчас расходомеры. Информация может оставаться у организации, так как именно доступность данных о качестве сточных вод и тормозит внедрение систем контроля.

Все доклады имеют потенциал внедрения и способны повысить достоверность в мониторинге состояния экосистем водоемов.

 

Готовы оперативно рассмотреть проект резолюции.

 

С уважением, Ренат Радифович Мухаметшин 
Главный специалист 
отдела территориального планирования Управления перспективного развития
Комитета по энергетике и инженерному обеспечению».