Александром Кулёвым, академиком РЭА, членом научной секции «Экологическое воспитание и образование», опубликована статья «Птицы у нас дома. Наблюдения и опыты» (для преподавателей высших учебных заведений и школьных учителей, организующих исследовательскую деятельность студентов и школьников, имеющую экологическую и биологическую направленность).

Достаточно детальное изучение биологии и экологии птиц не всегда возможно в условиях дикой природы даже с использованием современной техники, что связано с пугливостью этих животных, их способностью мгновенно покидать территорию, на которой они были обнаружены, а также – с ярко выраженной потребностью перемещаться на большие расстояния. Трудности, связанные с изучением птиц в природе, могут быть в значительной мере преодолены при содержании этих животных в условиях неволи, где многие птицы проявляют широкий спектр присущих им поведенческих реакций. Важно, что эти реакции в данном случае наблюдаются с близкого расстояния, они могут быть засняты на фото- или видеопленку, зарисованы или подробно описаны. Так выявляются разнообразные индивидуальные и видовые особенности изучаемых зоологических объектов.

Зебровые амадины. Фото с сайта thenode.biologists.com

На протяжении ряда лет автором статьи изучались особенности поведения, питания, размножения представителей нескольких видов отечественных и экзотических птиц, содержащихся в домашних условиях. В данной статье А.В. Кулёв сообщает о некоторых результатах своего исследования, а также предлагает доступные методики регистрации количественных результатов при проведении наблюдений и опытов над птицами. Эти методики были многократно опробованы автором статьи в личной педагогической практике при организации исследовательской работы учащихся на базе вузовского, школьного и домашнего зоологических уголков живой природы.

Розовощёкие неразлучники. Фото с сайта popugauka.ru

Итоги подобных исследований могут существенно дополнить результаты, полученные в природе. Не будем забывать также и о педагогическом эффекте таких работ, поскольку они имеют большое значение для формирования и развития исследовательских умений у школьников и студентов, а также пробуждения у них глубокого интереса к экологии и биологии, который в некоторых случаях может стать даже профессиональным.

Статья опубликована в СМИ «Первая ласточка» на сайте Дворца детского (юношеского) творчества Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга в разделе «В помощь руководителю».

Электронная ссылка на СМИ «Первая ласточка»: http://ddut.ru/smi/.