Форум-диалог «Промышленная безопасность – ответственность государства, бизнеса и общества».

 

С целью повышения эффективности системы промышленной и энергетической безопасности, строительного надзора, безопасности при использовании атомной энергии и повышения открытости и прозрачности принятия и реализации решений в этой сфере 1-2 октября 2015 года состоялся первый Форум-диалог «Промышленная безопасность – ответственность государства, бизнеса и общества». Форум призван улучшить межведомственное взаимодействие в данных вопросах, а также повысить информированность и ответственность предприятий и организаций, производственная деятельность которых подлежит регулированию и контролю со стороны государства. Понимая всю сложность взаимоотношений государства, бизнеса и общества, впервые в рамках работы форума-диалога была сделана попытка к построению работоспособного механизма их взаимодействия на основе создания такой системы интересов всех трех субъектов взаимодействия, при которой возможна реализация принципов взаимной ответственности.

PromBez01

С целью повышения эффективности системы промышленной и энергетической безопасности, строительного надзора, безопасности при использовании атомной энергии и повышения открытости и прозрачности принятия и реализации решений в этой сфере 1-2 октября 2015 года состоялся первый Форум-диалог «Промышленная безопасность – ответственность государства, бизнеса и общества». Форум призван улучшить межведомственное взаимодействие в данных вопросах, а также повысить информированность и ответственность предприятий и организаций, производственная деятельность которых подлежит регулированию и контролю со стороны государства. Понимая всю сложность взаимоотношений государства, бизнеса и общества, впервые в рамках работы форума-диалога была сделана попытка к построению работоспособного механизма их взаимодействия на основе создания такой системы интересов всех трех субъектов взаимодействия, при которой возможна реализация принципов взаимной ответственности.

Участие в Форуме-диалоге приняли представители органов власти, бизнеса, общественных организаций, научной общественности, профессиональных сообществ и СРО – всего за два дня форум-диалог посетили около тысячи человек.

PromBez02

Форум-диалог стал площадкой для диалога государства, бизнеса и общества в вопросах повышения эффективности системы промышленной безопасности в нефтегазовой, нефтехимической, горной, угольной отраслях, машиностроительного, оборонно-промышленного и строительного комплексов, безопасности при использовании атомной энергии и повышения открытости и прозрачности принятия и реализации решений в этой сфере.

PromBez03

В рамках Форума-диалога состоялось пленарное заседание «Промышленная безопасность – ответственность государства, бизнеса и общества», а также шесть тематических круглых столов, посвященных актуальным задачам в сферах промышленной и экологической безопасности.

 

Пленарное заседание Форума-диалога собрало более 450 участников. В Президиум Пленарного заседания вошли: Алешин Алексей Владиславович – руководитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Ковальчук Михаил Валентинович – директор НИЦ «Курчатовский институт», научный руководитель Технологической платформы «Комплексная безопасность промышленности и энергетики»Шатиров Сергей Владимирович – заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике, Cобко Сергей Васильевич – председатель Комитета Государственной Думы по промышленности,Яновский Анатолий Борисович – заместитель Министра энергетики Российской Федерации, Кутьин Николай Георгиевич – президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ), Посохин Михаил Михайлович – президент Общероссийской негосударственной некоммерческой организации «Национальное объединение изыскателей и проектировщиков» (НОПРИЗ). Модератором Пленарного заседания выступил Грачев Владимир Александрович – председатель Общественного совета при Ростехнадзоре.

В рамках церемонии открытия Форума-диалога прозвучали приветствия, направленные в адрес участников Форума-диалога. Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев в своем приветствии поздравил участников с началом работы Форума. «Он задуман в форме диалога между государством и бизнес-сообществом и призван объединить усилия всех заинтересованных ведомств, отвечающих за безопасность в ведущих отраслях экономики. В первую очередь – в атомном, энергетическим, химическом, оборонно-промышленном и строительных комплексах», – отмечено в приветствии.

«Промышленная безопасность – очень емкое понятие. Это не только предупреждение техногенных аварий, снижение негативного воздействия на окружающую среду, сохранение жизни и здоровья людей. Это еще и модернизация национальной экономики, повышение ее конкурентоспособности, стимулирование инновационной деятельности предприятий и, в целом, – создание условий, обеспечивающих рост ВВП. Решение этих задач имеет стратегическое значение, особенно с учетом вызовов, с которыми столкнулась наша страна. Важно организовать работу промышленности таким образом, чтобы она не испытывала избыточного давления со стороны государства, но при этом соблюдались все необходимые требования безопасности.

Рассчитываю, что ваш Форум-диалог послужит развитию конструктивного сотрудничества власти и бизнеса, будет способствовать формированию делового климата в России, а также повышению открытости и прозрачности при принятии решений в сфере промышленной безопасности. Желаю вам плодотворных дискуссий, успехов и всего самого доброго!», – говорится в обращении Председателя Правительства.

 

В свою очередь, в приветствии Председателя Совета Федерации Российской Федерации Валентины Матвиенко, которое зачитал Шатиров Сергей Владимирович, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике, отмечается, что «Форум-диалог посвящен вопросам повышения эффективности системы безопасности в основных отраслях промышленности Российской Федерации, решение которых затрагивает интересы государства, бизнеса, науки, общественных объединений». «Уверена, что предметный и конструктивный диалог всех заинтересованных сторон позволит создать необходимую основу для выработки эффективных решений в области обеспечения промышленной безопасности, конкурентоспособности и социальной стабильности, для совершенствования законодательных основ государственной промышленной политики, без которых невозможно осуществить модернизацию экономики страны», – говорится в обращении В.И. Матвиенко. С.В. Шатиров добавил, что основными направлениями дальнейшей законодательной работы считает адаптацию действующих законодательных нормативных актов, а, следовательно, и контрольных функций, и уровня подготовки инспекторского состава к новым технологиям, оборудованию, внедряемому в подконтрольных отраслях, а также проведение работы над минимизацией влияния основного фактора возникновения аварий и травматизма – человеческого фактора.

PromBez04

Приветствие от Председателя Государственной Думы Российской Федерации Сергея Нарышкина зачитал Cобко Сергей Васильевич – председатель Комитета Государственной Думы по промышленности. В приветствии отмечено, что «повышение эффективности системы безопасности в таких отраслях, как нефтегазовая, химическая, горная, угольная промышленность, считается одним из ключевых направлений, развитию которого уделяется приоритетное внимание государства. Ваш форум впервые собрал в Москве представителей профильных министерств и ведомств, российских и зарубежных компаний, бизнеса и научного сообщества. Уверен, результатом дискуссий станут конкретные рекомендации, которые найдут свое применение на практике».

PromBez05

С.В. Собко добавил, что не стоит рассматривать проблемы промышленной безопасности только в контексте повышения обеспеченности опасных производственных объектов специальным оборудованием, проведением профилактических мероприятий с целью снижения травм, жертв и т.д. «Процессы, которые сейчас происходят в мире, тесно связаны с сегодняшней проблематикой, освещаемой в рамках Форма. Это, например, и влияние человека на среду обитания, и выбросы парниковых газов (несмотря на Киотские протоколы), и убеждение человека в том, что нужно заработать сегодня всё, что можно, а что будет завтра – потомки сами разберутся. Поэтому, все, что связано с промышленной безопасностью, нужно рассматривать в более широком контексте», – сказал С.В. Собко.

PromBez06

От Общественной палаты Российской Федерации с приветственным словом выступил председатель комиссии Общественной палаты по развитию гражданского общества и взаимодействию с общественными палатами субъектов РФ, член Совета Общественной палаты Российской Федерации И.Е. Дискин.

В приветственном слове было отмечено, что гражданская активность – это новый тренд. Одной из существующих проблем в настоящий момент  И.Е. Дискин назвал проблему специфики использования систем общественного контроля в области промышленной безопасности. Подчеркнул необходимость обсуждения того, каким образом обеспечить квалификацию участников системы общественного контроля: кто может быть общественным контролером? Каким образом обеспечить участие структур гражданского общества? – это прямой предмет обсуждения на этом Форуме-диалоге.

PromBez07

В рамках официальной части пленарного заседания    
Директор НИЦ «Курчатовский институт», научный руководитель Технологической платформы «Комплексная безопасность промышленности и энергетики» Михаил Валентинович Ковальчук

PromBez08

выступил с докладом «Комплексная безопасность техносферы», в котором среди глобальных рисков, связанных с природоподобными технологиями, выделил следующие:

  • Двойственный характер технологий, размытые границы между гражданскими и военными приложениями и, как следствие, неэффективность существующих средств контроля;
  • Доступность и относительная дешевизна технологий, возможность создания средств поражения даже в кустарных условиях, отсутствие необходимости в сложнейших и чрезвычайно дорогостоящих системах доставки;
  • Невозможность предугадать все последствия выхода искусственных живых систем в окружающую среду;
  • Возможность одностороннего владения технологиями и их использования;
  • Международную систему безопасного контролируемого развития природоподобных (конвергентных) технологий (контроль над технологиями, а не над вооружениями)
PromBez09

Руководитель Ростехнадзора Алексей Владиславович Алешин в своем выступлении отметил, что Ростехнадзор заинтересован в минимизации аварийности при одновременном снижении «административного пресса». По его словам, Ростехнадзор последовательно реализует курс на внедрение новых методов контроля, включая риск-ориентированный надзор. Первым этапом модернизации системы государственного регулирования в области промышленной безопасности стало внедрение т.н. «статической» модели риск-ориентированного надзора.

PromBez10

«Совместно с «депутатским корпусом», бизнесом и общественностью была выполнена большая работа по корректировке законодательства», – отметил А.В. Алёшин. Во исполнение принятых решений проведена перерегистрация опасных производственных объектов с присвоением классов опасности, при которой широко использованы современные формы электронного взаимодействия с эксплуатирующими организациями. Количество зарегистрированных Ростехнадзором опасных производственных объектов (ОПО) в соответствии с изменившимися критериями сократилось почти на 111 тысяч (более чем на треть). Сегодня под надзором Службы:

– 2 046 объектов I класса опасности (1,2%);

– 7 041 объект II класса опасности (4,4%);

– 88 656 объектов III класса опасности (52,4%);

– 70 964 объектов IV класса опасности (42%).

С 1 января 2014 года контрольная и разрешительная деятельность Ростехнадзора (впервые в практике российских надзорных органов) дифференцирована с учетом степени риска и масштаба возможных последствий аварий на опасных производственных объектах. Как результат, количество плановых проверок, проводимых в рамках федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, сократилось почти на 58 %, общее количество плановых и внеплановых проверок – на 27%.

PromBez11

При этом текущая ситуация в области промышленной безопасности характеризуется в целом стабильными показателями.

Основными причинами аварий и несчастных случаев явились как всегда низкий уровень технологической дисциплины, недостаточная квалификация персонала, устаревшее оборудование, а также его некачественный монтаж и ремонт. Но в целом в 2014 году аварийность и количество погибших снизились на 4% и на 11% соответственно.

«Ростехнадзором ведется постоянный мониторинг правоприменительной практики измененного законодательства. С учетом его результатов мы видим определенные проблемы и готовим предложения по “тонкой настройке” отдельных инструментов регулирования», – отметил руководитель Службы.

«Вопросы аттестации и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, надежности и безопасности в электроэнергетике в должной мере законодательно не урегулированы. Как результат, при расследовании аварий выясняется, что свидетельства у допустивших их работников есть, а знаний и навыков – нет. Для многих эксплуатирующих организаций характерна не организация обучения требованиям безопасности, а его профанация. Поэтому Службой разработан законопроект, ориентированный на совершенствование процедур аттестации и проверки знаний руководителей, специалистов и работников. В частности, мы планируем широкое применение IT-технологий в этой сфере», – отметил глава Ростехнадзора.

«У нас есть предложения по совершенствованию смежного законодательства, регулирующего отдельные функции Службы. Подготовлены и внесены в Правительство законопроекты, предусматривающие: внедрение “статической” модели риск-ориентированного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений; нормативное определение государственного надзора в сфере теплоснабжения; комплекс мер в целях повышения ответственности саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства за соблюдение обязательных требований их членами», – подчеркнул руководитель ведомства.

PromBez12

Общество и бизнес требуют от нас не останавливаться на достигнутом и развивать дальше инструментарий риск-ориентированного надзора, переходя от “статической” к “динамической” его модели. Для этого Ростехнадзор проводит мероприятия по созданию системы дистанционного мониторинга технологических процессов на опасных производственных объектах с применением современных средств телеметрии, информационно-коммуникационных технологий. Мы хотим увязать информационные системы, созданные в эксплуатирующих организациях, с нашими информационными ресурсами. На этой базе мы сможем не только качественно прогнозировать возникновение аварий, но и давать рекомендации эксплуатирующим организациям, а также “распределять” наши проверки по объектам с учетом изменяющихся рисков эксплуатации, – отметил Алёшин.

«В целом, область промышленной безопасности – та сфера, где административные барьеры и “административный пресс” уже сегодня значительно ниже, чем в большинстве других поднадзорных областей. Но эта дорога должна иметь двухстороннее движение: передавая ответственность бизнесу, мы ожидаем и встречного движения. Встречая на проверках факты недобросовестного поведения внешне вполне добропорядочных компаний (например, оформления реконструкции объекта как его капитального ремонта), у многих наших инспекторов возникает желание “закрутить гайки” обратно. Новые инструменты могут дать максимальную отдачу только тогда, когда и в бизнес-среде появится нетерпимость к нарушениям требований безопасности, когда мы создадим полноценную культуру безопасности. Основополагающим элементом такой культуры должна стать нетерпимость к коррупционным действиям. В свою очередь, и общественным институтам необходимо найти свое место в общей системе предупреждения аварийности. Одной из наиболее продуктивных форм такой работы может стать общественный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности», – подчеркнул Алёшин.

«Уважаемые коллеги! Условия, в которых мы с вами работаем сегодня, требуют от нас формирования новой “повестки дня”. В соответствии с требованиями Федерального закона “О стратегическом планировании в Российской Федерации” Ростехнадзору предстоит разработать проект основ государственной политики в области промышленной безопасности. Этот документ должен определить основные “векторы” развития общенациональной системы обеспечения промышленной безопасности до 2025 года. Приглашаю всех принять максимально активное участие в этой работе», – заключил глава Ростехнадзора.

PromBez13

В рамках Пленарного заседания состоялось подписание Соглашения о взаимодействии между Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт». Согласно документу, подписанному А.В. Алешиным и М.В. Ковальчуком, стороны договорились развивать информационный обмен на основе современных информационных систем, научно-практических семинаров, конференций, иных мероприятий, оказывать научно-методическую поддержку, научно-техническое сопровождение вопросов, представляющих взаимный интерес для Ростехнадзора и Курчатовского института.

PromBez14

Пленарное заседание продолжилось выступлением Заместителя Министра энергетики Российской Федерации Анатолия Борисовича Яновского «О состоянии охраны труда и промышленной безопасности в организациях угольной промышленности». В своем выступлении заместитель Министра отметил: «Основная задача по повышению безопасности труда в угольной отрасли на ближайшую перспективу – это продолжение создания эффективной системы мер, побуждающих к обеспечению безопасности ведения горных работ, основанных на правовых условиях рационального сочетания административных методов государственного управления в области охраны труда и промышленной безопасности и экономического стимулирования».

PromBez15

По словам А.Б. Яновского, необходимо организовать выполнение всех мер, определенных Программой развития угольной промышленности России на период до 2030г.:

  • Обеспечение предприятий угольной отрасли высококвалифицированными специалистами с учетом специфики отрасли.
  • Продолжение внедрения механизма по созданию безопасных условий труда – специальной оценки условий труда.
  • В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» создание и модернизация высокопроизводительных рабочих мест, соответствующих современным требованиям, в том числе по промбезопасности и охране труда.
  • Внедрение передовых технологий обеспечения безопасности, включающих оснащение системами и приборами безопасности, средствами индивидуальной защиты.
  • Корректировка Программы по обеспечению дальнейшего улучшения условий труда, повышения безопасности ведения горных работ, снижения аварийности и травматизма в угольной отрасли.
  • Поддержание боеготовности военизированных горноспасательных частей на 2017-2019 годы.

В рамках Пленарного заседания свои доклады также представили: Алешин Борис Сергеевич – заместитель председателя ООО «Союз машиностроителей России», Кутьин Николай Георгиевич – член Общественного совета при Ростехнадзоре, президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ), Пономарев Владимир Николаевич – заместитель директора ИБРАЭ РАН по стратегическому развитию и инновациям, Председатель Правления технологической платформы «Комплексная безопасность промышленности и энергетики», Малышев Юрий Николаевич – член Общественного совета при Ростехнадзоре, директор Государственного геологического музея им. В.И. Вернадского, Махутов Николай Андреевич – член Общественного совета при Ростехнадзоре, Председатель Межгосударственного научного совета по чрезвычайным ситуациям стран СНГ, президент Научно-промышленного союза «Управление рисками, промышленная безопасность, контроль и мониторинг» (НПС «РИСКОМ»), Габестро Сергей Владиленович – член генерального совета Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», Селезнев Николай Филиппович – председатель Комитета инновационных технологий в строительстве Национального объединения строителей НОСТРОЙ.

Председатель Общественного совета при Ростехнадзоре Владимир Александрович Грачев в своем докладе «Роль общественности в обеспечении безопасности» отметил, что безопасность – главная забота общества, государства и бизнеса. «Роль общественного контроля все еще остается недооцененной. Необходима разработка механизмов осуществления общественного контроля, в том числе в рамках реализации Федерального закона №212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», подчеркнул В.А. Грачев.

PromBez16

Председатель Общественного совета отметил, что деятельность общественных советов при федеральных органах власти на практике способствует обеспечению согласования общественно значимых интересов граждан, деловых кругов, общественных объединений и органов государственной власти.

«Совершенствование нормативно-правовых и разрешительных документов по снижению административных барьеров и вопросы ликвидации источников коррупции – одни из главных вопросов, которыми должны заниматься общественные советы», – добавил В.А. Грачев.

По словам В.А. Грачева контрольно-надзорная деятельность масштабна, но не достаточно эффективна. Поэтому остро назрел вопрос оптимизации. Промышленный экологический надзор должен осуществляться непосредственно на предприятиях и быть частью системы комплексной безопасности.

PromBez17
PromBez18

После завершения Пленарного заседания Форума-диалога «Промышленная безопасность – ответственность государства, бизнеса и общества» начали работу тематические круглые столы.

PromBez19

Проблемы и задачи промышленной безопасности на объектах оборонно-промышленных и машиностроительных комплексов обсудили на круглом столе под председательством статс-секретаря – заместителя руководителя Александра Рыбаса.

PromBez20

На круглом столе «Актуальные вопросы в области безопасности нефтегазового комплекса» под председательством заместителя руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) Светланы Радионовой участники обсудили вопросы взаимодействия государственных органов и бизнеса, нормативную базу, регулирующую промышленную безопасность, а также сделали выводы из анализа показателей аварийности в нефтегазовом комплексе. Кроме того, был рассмотрен вопрос совершенствования контрольно-надзорных функций государства, как одной из мер повышения качества государственного управления и обеспечения лучших условий для безопасности и развития экономики, и другие темы.

PromBez21

Вопросы энергокомплекса рассматривали участники круглого стола «Пути совершенствования государственного энергетического надзора». Участники обсудили нормативное регулирование в области электроэнергетики, совершенствование требований безопасности при эксплуатации объектов энергетики и другие актуальные темы.

На круглом столе «Актуальные вопросы регулирования безопасности на объектах использования атомной энергии» под председательством заместителя руководителя Алексея Ферапонтова рассматривалось текущее состояние ядерной и радиационной безопасности в РФ на объектах использования атомной энергии, правовые аспекты регулирования данной области и другие вопросы.

«Актуальные задачи в области безопасности горнорудной, угольной и металлургической промышленности» – еще одна тема круглого стола, на котором обсуждались актуальные вопросы промышленной безопасности в данной отрасли.

Участники круглого стола по тематике «Актуальные задачи обеспечения государственного строительного надзора» обсудили вопросы реализации функции по обеспечению проверки соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов соответствия таких работ требованиям технических регламентов и проектной документации; вопросы обеспечения соблюдения требований безопасности на всех этапах жизненного цикла при строительстве опасных производственных объектов, включая проектирование, надзор и контроль за строительством.

 

Ещё новости

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *