Президент Российской экологической академии Грачев В.А. принял участие в совещание в Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

 

В целях выработки позиций Российской Федерации по обозначенным в повестке вопросам 11 марта 2016 г. В Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации состоялось совещание о целесообразности введения ограничения потребления гидрофторуглеродов в Российской Федерации.

С 04 по 08 апреля 2016 года в Женеве состоится 37-ое совещание Рабочей группы открытого состава Сторон Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой. Согласно предварительной повестке дня, на заседании будут обсуждаться вопросы о возможностях и способах регулирования гидрофторуглеродов.

 

Президент Российской экологической академии Грачев В.А.

 

В соответствии с процедурами, принятыми в рамках Монреальского протокола, поправки к нему (в отличие от корректировок) вступают в силу для каждой страны лишь после ратификации в установленном порядке.

 

Эти поправки требуют реального ускорения как с технической, так и с экономической точек зрения поэтапного вывода из обращения ГХФУ в пользу ГФУ, как его альтернативе. При этом возникла ситуация из огня да в полымя, так как ГФУ, в свою очередь, являются парниковыми газами и обладают значительным потенциалом глобального потепления, и потому их использование попадает под Киотский протокол.

 

В 2013 г. Была сформулирована «североамериканская поправка». Эта поправка для РФ будет иметь следующие последствия:

  • Введение запрета на обращение хладонов всех типов в одноразовой таре (ориентировочно в 2017 -2018 гг.).
  • Осуществление поставок хладонов всех типов только через пункты пропуска, включенные в приложение к постановлению Правительства Российской Федерации от 06.07.2012 №687 «Об определении пунктов пропуска через Государственную границу РФ, в которых допускается прибытие на территорию РФ озоноразрушающих веществ» (ориентировочно с 2017-2018 гг.)
  • Введение системы лицензирования ввоза в РФ и вывоза из РФ ГФУ и содержащей их продукции по аналогии с системой, действующей для ОРВ (постановление Правительства Российской Федерации от 24.05.1995 №526 «О первоочередных мерах по выполнению Венской конвенции об охране озонового слоя и Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой»).
  • Введение системы регулирования фторсодержащих парниковых газов, аналогично действующей на территории Европейского союза (утверждена Регламентом Европейского парламента и Совета Европейского союза №517/2014 «О фторсодержащих парниковых газах»).
  • Введение запрета или ограничений на ввоз или вывоз ГФУ и продукции, содержащей ГФУ, государствами – членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами по аналогии с уже действующими в отношении ОРВ (ориентировочно с 2018-2019 гг.)

На XIX Совещании Сторон Монреальского протокола принято решение ускорить процесс поэтапного прекращения производства и потребления ГХФУ, предусматривающие для РФ сокращение на 90% к объему 2009 г., о чем уже отчитался департамент мониторинга окружающей среды Минприроды РФ.

Согласно Монреальскому протоколу, России предстоит осуществить достаточно быстрый вывод из обращения основных ГХФУ, прежде всего хладона-22 (R22 CHClF2). Процесс должен быть фактически завершен к 2020 году. В отличие от Европы в России в компрессорно-конденсаторных агрегатах широко применяется хладон-22, а ГХФУ 141 b и 142 b используются как вспениватели при производстве пеноматериалов. О расширении этого рынка в перспективе, таким образом, не может быть и речи, а уже работающее оборудование придется или модернизировать, или заменить.

Наша холодильная промышленность и существующая холодильная техника, сориентированные в свое время на фреоновые хладагенты, сейчас попадают в зависимость от их поставки из-за рубежа, ибо отечественного производства подобных хладагентов фактически не существует. Ранее они производились на заводе ОАО «Галоген» и заводе ВОАО «Химпром» в Волгограде. По данным сайтам этих предприятий заявки на хладагент R22 еще принимаются (накопленные запасы?), правда, без каких-либо точных сроков их выполнения.

Исключительно тревожная ситуация с хладагентами сложилась на Российском флоте, где используется холодильная техника. Действующими правилами Морского Регистра России для вновь строящихся кораблей и судов допускается использование R22 и R134а. Однако первый из них попадает под запрет по Монреальскому протоколу (как озоноопасный хладагент), а второй – по Киотскому (как «парниковый» влияющий на глобальное потепление климата Земли).

Заменой ГХФУ могли бы послужить гидрофторуглероды (ГФУ), такие как R407C, R410A и R134a. Однако с ними тоже не все просто. Во-первых, их производство весьма затратно – и сами хладагенты, и работающее на них оборудование стоят дороже аналогов на R22. Во- вторых, ограничения на оборот тоже же R134a – дело ближайшего будущего, в некоторых европейских странах уже введены запретительные налоги на этот хладагент.

Предполагается, что будет осуществлена достаточно быстрая замена R22 на смесевые хладагенты вроде R404a, R407 и R410. Однако, поскольку все эти хладагенты имеют в своей основе ГФУ, их тоже рано или поздно придется менять.

В итоге возникла полная зависимость России от зарубежных поставок (в основном Китай), стоимость которой, в сравнении с себестоимостью при собственном производстве выше почти в 10 раз.

Еще одной альтернативой применению ГХФУ и ГФУ может стать внедрение установок на двуокиси углерода в аммиаке. Аммиак не разрушает озоновый слой и не влияет на климат, но его использование крайне осложнено существующими многочисленными нормами и ограничениями. Так как все нормы для аммиака ввиду его токсичности рассчитывались полвека назад с учетом низкого качества материалов того времени, а также полного отсутствия защитной автоматики, то, принципиально, уровень современного технического и технологического развития позволяет решить проблему безопасности при работе с аммиаком – но необходимы изменения в законодательстве.

Главным недостатком систем, основанных на использовании Co2 является необходимость поддерживания очень высокого рабочего давления (80 атм) и наша холодильная промышленность в настоящий момент времени к этому совершенно не готова.

 

Президент Российской экологической академии Грачев В.А.

 

На совещании с заключительным слово выступил Президент Российской экологической академии Грачев В.А., который обратил внимание на важность проблемы и необходимость обеспечения «особых» отраслей, таких как атомная отрасль, необходимыми хладоагентами и ГФУ и решить вопрос, связанный с разработкой альтернативных хладоагентов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *