Российская Экологическая Академия

Торжественное заседание, посвященное 100-летию со дня рождения академика Н.Н. Моисеева «Академик Н.Н. Моисеев и современный мир»

Подробности: 10.11.2017. 17:38

 

 

 

Представители Российской экологической академии приняли активное участие и выступили с докладами на торжественном заседании, посвященном 100-летию со дня рождения академика Н.Н. Моисеева, которое состоялось 10 ноября 2017 г. в Российской академии наук. В президиум заседания вошли выдающиеся ученые, академики РАН – Евтушенко Юрий Гаврилович, Залиханов Михаил Чокаевич, Захаров Виктор Николаевич, Козлов Валерий Васильевич, Соколов Игорь Анатольевич.

В мероприятии приняли участие академики и члены-корреспонденты РАН представители ведущих российских научных, экологических и общественных организаций.

Основной задачей торжественного заседания является продвижение идей Н.Н. Моисеева в современном глобализирующемся мире, осмысление России в нём, укрепление евразийского геополитического и образовательного пространства.

С приветственным словом к участникам заседания обратился председатель оргкомитета по подготовке и проведению юбилейных мероприятий, вице-президент РАН, академик РАН- Козлов Валерий Васильевич.

С докладами выступили члены президиума Российской экологической академии академики РАН Черешнев Валерий Александрович и Нигматулин Роберт Искандерович, академики РАН  Евтушенко Юрий Гаврилович, Журавлев Юрий Иванович, Черноусько Феликс Леонидович, который продемонстрировал фильм «О трудах Н.Н. Моисеева в области механики», чл.-корр. РАН Кудрявцев Николай Николаевич, профессор Курьянский Михаил Кириллович (ОКБ им.П.Сухого Объединённой авиационной корпорации). Участникам заседания был продемонстрирован фильм «Мыслитель», подготовленный Пензенским филиалом Международного независимого эколого-политологического университета.

В ходе заседания были заслушаны доклады вице-президента Российского философского общества профессора Чумакова Александра Николаевича, вице президента Российского союза ректоров профессора Стронгина Романа Григорьевича, президента Российского зелёного креста профессора Барановского Сергея Игоревича, профессора Огнивцева Сергея Борисовича (Всесоюзный институтаграрных проблем и информатики им.А.А.Никонова), профессора Академии МНЭПУ Степанова Станислава Александровича с заключительным словом выступил академик РАН Михаил Чоккаевич Залиханов.

Выступающие отметили важность наследия Н.Н.Моисеева для осмысления происходящих процессов глобализации.

Научный обзор естественнонаучного, социо-гуманитарного наследия Н.Н. Моисеева показывает его актуальность для нашего времени. В то же время концепция универсального эволюционизма Н.Н. Моисеева как методология современной науки содержит общие контуры долгосрочных системных фундаментальных исследований, требующих дальнейшей проработки и, может быть, формирования отдельной научной программы. Совершенствовать и развивать концепцию универсального эволюционизма Н.Н. Моисеев оставил своим ученикам и последователям.

Н.Н.Моисеев рассматривал в своих трудах глобальные мировые процессы во взаимосвязи с российской спецификой. В настоящее время человечество поставлено перед острой необходимостью найти такой способ своего развития, посредством которого можно было бы согласовывать потребности человека, его активную деятельность с возможностями биосферы. Около 30 лет назад Н.Н. Моисеев ввел понятие экологического императива – границы допустимого воздействия человека на окружающую среду. Человечество поставлено перед острой необходимостью найти такой способ своего развития, посредством которого можно было бы согласовывать потребности человека, его активную деятельность с возможностями биосферы.

 

 

 

 

Краткая справка: Никита Николаевич Моисеев родился 23 августа 1917 года в Москве в семье преподавателя Московского госуниверситета. До поступления в Московский госуниверситет увлекался математикой – посещал математический кружок в Математическом институте им. В.А. Стеклова; активно занимался спортом – в 1934 г. стал чемпионом СССР по лыжам среди юниоров. По окончании школы поступил в Педагогический институт и проучился в нем один год, после чего поступил в 1935 году в МГУ. В студенческие годы увлекался альпинизмом. В 1940 г. был призван в армию – обучал лыжной технике бойцов для боевых действий в советско-финской войне. В 1941 г. окончил механико-математический факультет Московского государственного университета по специальности «функциональный анализ».

Основные направления исследовательской деятельности:

–  вопросы механики и гидродинамики;

– теория управления и исследование операций (общие вопросы теории и методы расчета конкретных систем управления космическими объектами, в частности, независимо от Р. Беллмана пришел к идее динамического программирования);

–  теории системного анализа и оптимальных систем;

– прикладная математика и ее использование для решения сложных задач физики и техники, в том числе методы траекторных расчетов в космических системах;

–  автоматизация проектирования (в частности, система проектирования летательных аппаратов (СУ-27) для ОКБ П.О. Сухого);

–  методы моделирования и оптимизации, в том числе природопользования;

– математические модели динамики биосферы. В 1983 году были получены количественные оценки возможных последствий ядерной войны, известные как «ядерная зима» и «ядерная ночь»;

– методологические проблемы взаимоотношения биосферы и общества и математические модели стабильности биосферы в условиях антропогенных воздействий;

– философские и политологические проблемы общества в условиях переходного периода России, процессов самоорганизации (или универсального эволюционизма, по концепции Н. Н. Моисеева) и необратимости эволюционных процессов;

– педагогические и этические проблемы формирования нового мировоззрения для пересмотра взаимоотношения человека и природы, идей эпохи ноосферы В.И.Вернадского и провозглашение коэволюции человека и биосферы как условия выживания человека на планете;

– концептуальные вопросы системы «УЧИТЕЛЬ», становления и развития экологического образования и просвещения.

Основатель и руководитель целого ряда научных школ.

Автор 35 монографий, 10 учебных пособий и более 300 журнальных статей.