Российская Экологическая Академия

Социальная экология

Мамедов Низами Мустафаевич (Мустафа оглы) – председатель научной секции «Социальная экология», академик Российской экологической академии, академик Российской академии естественных наук, доктор философских наук, профессор, известен работами в области философии науки и техники, социальной экологии, экологического образования и экологической культуры, член международной ассоциации писателей и публицистов, эксперт ЮНЕСКО по вопросам образования.

 

Мамедов Н.М. родился в 1946 г. в г. Казахе Азербайджанской ССР. В 1967 г. окончил Азербайджанский политехнический институт (факультет автоматики и вычислительной техники). С 1968 по 1971 гг. был научным сотрудником Азербайджанского политехнического института. В 1972 г. поступил в аспирантуру Института философии АН СССР по специальности философские вопросы естествознания. Во время учебы в аспирантуре (1972-1975 гг.) был вольнослушателем философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.

 

В 1977 г. в Институте философии АН СССР защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Моделирование и синтез знаний». В 1984 г. в этом же Институте защитил докторскую диссертацию: «Экологическая проблема и технические науки (философско-методологические аспекты)».

 

В 1987 г. Мамедов Н.М. был приглашен в Московский педагогический государственный университет, где работал до 1995 г. в качестве профессора философии и председателя Научно-методического совета по социально-гуманитарным наукам педагогических вузов России. С 1995 г. является профессором Российской академии государственной службы при Президенте РФ (с 2011 г. Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ). По совместительству: c 2003 по 2013 гг. был заведующим кафедрой философии Московской государственной академии делового администрирования; с 2013 по 2018 гг. был директором Института глобализации и устойчивого развития «Академии МНЭПУ». В качестве приглашенного профессора выступал с лекциями в университетах США (Бостон), Франции (Тулон), Турции (Адана, Измир, Шанлы-Урфа), Азербайджана (Баку).

 

В трудах Мамедова Н.М.: 1) раскрыты основания метода моделирования, специфика глобального моделирования;  2) обоснована системная теория экологической проблемы; 3) выявлена связь развития техники с социокультурными факторами, ценностно-мировоззренческими установками общества; 4) показаны особенности экологизации технических наук; 5) аргументированы принципы классификации отдельных направлений экологии, обосновано концептуальное единство экологии; 5) уточнены цели и содержание экологического образования; 6) разработаны методологические вопросы реформирования образования в интересах устойчивого развития; 7) показан генезис концепции устойчивого развития, ее обобщение в условиях глобализации; постановлен и решен ряд  других задач.

 

Мамедовым Н.М. предложено понятие культуры устойчивого развития и предложены пути ее формирования; выдвинута экологическая концепция культуры; уточнена культурологическая модель исторического процесса.

 

ЮНЕСКО обратило внимание на работы Мамедова Н.М., касающиеся оснований нового гуманизма, предпосылок и условий становления культуры устойчивого развития, формирования социального капитала в современном мире. Ряд положений этих работ включен в официальные документы ЮНЕСКО.

 

Мамедов Н.М. является автором более 350 научных и учебно-методических работ, в том числе монографий: «Метод моделирования в современной науке»; «Моделирование и синтез знаний»; «Экологическая проблема и технические науки (философско-методологические аспекты)»; «Экология и техника (проблемы оптимальной ориентации технического развития»; «Культура, экология, образование»; «Основы социальной экологии», «Экология и устойчивое развитие» и др.

 

Мамедов Н.М. – автор учебных пособий по социальной экологии и теории устойчивого развития для высших учебных заведений, школьного учебника по экологии, выдержавшего пять изданий, и переведенного на ряд иностранных языков, инициатор подготовки научно-методического пособия для учителей по экологизации отдельных предметов, получившего признание международной педагогической общественности. Он редактор-составитель коллективных трудов: «Экология, культура, образование», «Философия и экологическая проблема», «Введение в теорию устойчивого развития», «Устойчивое развитие и экологизация школьного образования», «Эпоха глобальных перемен», «Глобализация и экологическая безопасность», «Наука и образование в интересах устойчивого развития», «Диалог культур в условиях глобализации», «Диалог культур: социальные, политические и ценностные аспекты», «Культура устойчивого развития: от идеи к реальности» и др.

 

Под руководством Мамедова Н.М. защищено более 40 кандидатских и докторских диссертаций.

 

Мамедов Н.М. – член редколлегии журналов: «Век глобализации», «Коммуникология», «Непрерывное образование», «Биология в школе», «Экология» (Турция); «Экономические и социально-гуманитарные исследования» и др.

 

Научно-педагогическая деятельность Мамедова Н.М. отмечена медалями «За трудовую доблесть», «В ознаменование 850-летия Москвы», Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации, Знаком «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации». Мамедов Н.М. награжден также отраслевыми наградами: Медаль ВДНХ за книгу «Экологическая проблема и технические науки», «Орден В.И. Вернадского» Российского экологического фонда; «Медаль имени М.В. Ломоносова». Удостоен Национальной экологической премии им. В.И. Вернадского.

 

Основные публикации:

Биосферные критерии оптимизации и синтез знаний // Методологические аспекты исследования биосферы. М.: Наука, 1975.

Методологические аспекты гармонизации взаимоотношения техники и биосферы // Философские науки. 1977. № 4.

Моделирование и синтез знаний (монография). Баку: Элм, 1979.

Экологическая проблема и технические науки // Вопр. философии. 1980. № 5.

Ценностные установки и техническое освоение природы // Ценностные аспекты науки: проблемы экологии. М.: Наука, 1981.

Глобальные аспекты экологического взаимодействия // Вопр. философии. 1981, № 11.

Экологическая проблема и технические науки (философско-методологические аспекты). (Монография). Баку: Элм, 1982.

Экологическая проблема и проблема управления научно-техническим прогрессом // Вопр. философии. 1982. № 11.

Место и роль технических наук в решении экологической проблемы.//Философия и экологические проблемы современной цивилизации. М.: Прогресс, 1983 (на английском языке).

Техническое освоение природы //Философские проблемы глобальной экологии. М.: Наука, 1983.

Народонаселение и природные ресурсы / Марксистско-ленинская теория исторического процесса. М.: Наука, 1987. Переведен на испанский и китайский языки.

Экология и техника (проблемы оптимальной ориентации технического развития. М.: Об-во «Знание», 1988. Переведен на азербайджанский язык.

Проблемы экологии:  некоторые  актуальные аспекты. М.: Об-во «Знание», РСФСР, 1989.

Культура, экология, образование (монография). М.: РЭФИА, 1996. Переведен на  азербайджанский и турецкий языки.

Экологическое образование: концептуальный синтез // Дидакт, 1997. № Переведен на французский язык.

Введение в социальную экологию. Учебное пособие. М.: Луч, 1993. Ч.I–II. (В соавторстве с А.Д. Урсул). 

Экология. Учебник для старших классов средней школы. (в соавторстве с Суравегиной И.Т.) М.: Школа-пресс, 1996. Переиздано с дополнениями: 1998, 2000, 2006, 2015, 2021.

Основы социальной экологии. Учебное пособие для вузов. М.: Ступени, 2003.

Основания концепции устойчивого развития // Наука и образование в интересах устойчивого развития. М.: МГАДА,  2006.

Этика окружающей среды и устойчивое развитие в восточноевропейских странах // Экология и этика окружающей среды. Энциклопедия (на английском яз.). Нью-Йорк–Лондон, 2008.

Глобализация и альтернативы будущего: концепция устойчивого развития// Экология и общество: проблемы и приоритеты в условиях интеграции России и Беларуси. М.:МНЭПУ, 2009.

Генезис концепции устойчивого развития // Взаимодействие культур в условиях глобализации. М, 2009.

Контекст экологического образования // Непрерывное образование. 2012 №2.

Основания генезиса экологии // Вестник МГАДА. 2012 №3.

Humanism: A New View on an Eternal Problem // Kaygı: Journal of Philosophy (ISSN: 1303-4251). 2013 № Issue 21, Fall 2013 .

Феномен культуры: опыт целостного осмысления // Вестник МГАДА. 2013 №1.

Природа человека и смысл культуры // Культура устойчивого развития: от идеи к реальности. Баку. 2013

Феномен культуры и устойчивое развитие // Универсум: вестник герценовского университета. 2013 №3.

Экология и устойчивое развитие. Монография. М.:МГДА,2013

Методологические аспекты становления зеленой экономики / Вестник МГПУ, серия: «Экономика». 2013 №3.

Коммуникативный контекст антропосоциогенеза (опыт постановки проблемы) // Коммуникология. 2014 №Т. 7, № 5.

Экология и становление новой культуры // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Философские науки. 2014 № 3 (11).

Природа и сущность человека //Философия и культура. 2014 №8.

Становление культуры устойчивого развития: роль образования / Социология образования. 2015 №4.

Концепции экологии // Концепции современного естествознания. М.: ЮРАЙТ, 2015.

Человеческий и социальный капитал // Диалог культур: социальные, политические и ценностные аспекты // Москва. 2015.

Коммуникативные барьеры глобализации. Коммуникология. 2015 том3, №5.

Становление культуры устойчивого развития // Вестник Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО // Вестник Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО. 2015 №24.

Доверие – капитал и основа партнерства // Государственная служба. 2015 №5.

Экологическая концепция культуры: философско-методологические основания // Вестник экологического образования в России. 2016 №2(80).

Становление и развитие техносферы: перспективы гармонизации //Век глобализации, 2017, №4; с. 33-44.

Экология как фактор социальных и культурных изменений: размышления в Год экологии // Экономические и социально-гуманитарные исследования, 2017, № 2; с 95-103.

Экологические регулятивы социокультурных и экономических изменений // Экологический ежегодник. Челябинск: Дижитал, 2017.

Гуманистическая ориентация истории: иллюзия или реальность //Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2018, №4.

Культура и исторический процесс //Диалог культур и вызовы современной эпохи. М.: Канон+. 2019.

Основания перехода России к устойчивому развитию // Государственное управление и развитие России: глобальные угрозы и структурные изменения. М.: Издательский дом “Научная библиотека”. 2020.

Естественнонаучная грамотность как условие адаптации и выживания человека в эпоху перемен // Ценности и смыслы, 2020, №5.

Смысл экологического образования: парадоксы понимания // От экологического образования к экологии будущего. VI Всероссийская научно-практическая конференция по экологическому образованию. Сборник материалов. М.: Фонд им. В.И. Вернадского. 2020.

Концепция устойчивого развития: глобальное видение и российская действительность // Экопоэзис: экогуманитарные теория и пракика. электронный ресурс, 2021, №1 – url: http://ecopoiesis.ru

Развитие гуманистических идей как глобальный процесс // Век глобализации, 2021, №1.

Коррупция и природа человека: опыт экосистемного анализа // Государственная служба. 2021. Т. 23. № 3 (131), с. 59-64.