СТАНИСЛАВ НИКОЛАЕВИЧ ГЛАЗАЧЕВ (04.09.1939 – 02.03.2021)

доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель

 Высшей школы Российской Федерации

Станислав Николаевич – известный педагог, ученый – эколог, организатор научных проектов. В 1964 году окончил Волгоградский государственный педагогический институт, с 1965 г. по 1967 г. проходил обучение в аспирантуре Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена, С 1967 г. по 1987 г. работал ассистентом, доцентом, заведующим кафедрой, проректором, а с 1980 г. по 1987 г. – ректором Волгоградского государственного педагогического института.

С 1987 г. – заместитель Министра просвещения СССР, затем – начальник Главного управления постдипломного образования Госкомобразования России. С 1993 г. по 2014 г. директор Научно-образовательного центра разработки технологий экологической культуры ТЭКО, зав. кафедрой экологии Московского государственного гуманитарного университета

им. М. А. Шолохова.

Действительный член Российской экологической академии, Международной академии ноосферы; член Высшего экологического совета при Государственной Думе РФ, Совета по экологическому образованию РАО.

С.Н.Глазачев – талантливый организатор отечественного образования. За более чем 50 лет служения на поприще просвещения он вобрал в себя опыт воспитателя и учителя, профессора и заведующего кафедрой, исследователя и руководителя Научно-образовательного центра, ректора ВУЗа и заместителя Министра, творчески развивая этот опыт и воплощая в профессиональной деятельности.

За время работы ректором Волгоградского педагогического института создана инновационная региональная структура управления образованием – научно-производственный педагогический комплекс, объединяющий научный потенциал ВУЗа и административный ресурс региональных органов управления образованием. Созданы условия для успешного развития научной психолого-педагогической школы профессора В.С.Ильина, ученики которого ныне доктора и профессора и сейчас продолжают традицию единения теории и практики в образовании. Институт активно участвовал в реализации государственной программы “Учитель”, будучи головным вузом страны по исследованию эколого-педагогической подготовки учителей. Именно тогда была разработана категория “готовность учителя к эколого-педагогической деятельности”, что стало предтечей ныне принятого компетентностного подхода в образовании. За организацию эффективной работы ВУЗа по подготовке научно-педагогических кадров С.Н.Глазачев был награжден орденом “Знак Почета”.

В сложное время реформ Станислав Николаевич более 20 лет работал в Московском государственном гуманитарном университете им. М.А.Шолохова. В этот период впервые в гуманитарном ВУЗе была создана кафедра “Экологии и наук о Земле”, Научно-образовательный центр технологий экологической культуры (НОЦ ТЭКО). Сотрудниками ТЭКО-Центра, аспирантами и соискателями защищено 5 докторских и 12 кандидатских диссертаций. Были созданы и издавались журналы “Экопедагогика” и “Социально-экологические технологии” как инструменты продвижения идей экологической культуры в обществе.

В науке – продолжатель традиций ленинградской географической школы геосистемных исследований, Станислав Николаевич теоретически обосновал развитие геоурбанистики, содействовал внедрению геосистемного подхода в проектировании и строительстве городов, заложив тем самым глубинные геоэкологические основы формирования экологической культуры. Совместно со своим учителем профессором А.М.Алпатьевым им введен принцип “геоэквивалентов” в целях компенсации негативных антропогенных воздействий на природную среду.

Как педагог-исследователь, профессор С.Н.Глазачев создал научную школу изучения и формирования социально-экологической компетентности профессионала в структуре базовой концепции человека, убедительно доказав, что социально-экологический контекст – это всегда онтологический контекст, расширяющий масштаб осмысления проблемы до универсумального звучания. В сотрудничестве с профессором О.С.Анисимовым им исследованы духовные основы экологической культуры, показано, что человек духовен в той мере, в какой он синтезировал все свои принципы бытия применительно не к локальности среды, а к целостности Вселенной.

По результатам исследований и обобщений С.Н.Глазачевым издано более 200 научных публикаций, более 15 монографий, учебники и методические пособия для школ и вузов.

Коллективный проект “Разработка методологии и средств креативной педагогики”, обеспечивающий развитие творческих способностей учащихся в системе высшего профессионального образования, соразработчиком которого являлся Станислав Николаевич, был удостоен Премии Правительства РФ в области образования за 2009 год, а С.Н.Глазачев в составе коллектива авторов стал Лауреатом.

И еще обращает на себя внимание творческий характер просвещения в области экологии, охраны окружающей среды, культуры, духовности, нравственности. В школах Москвы под руководством С.Н.Глазачева были созданы экспериментальные площадки со своими программами, атрибутикой и даже со своими периодическими журналами” “Вместе”, “Вертикаль”, “Радуга”. Профессор публиковал популярные экологические очерки в самых разнообразных изданиях: от красочных подростковых журналов “Лазурь” и “Свирель” до серьезных – “Экология и жизнь”, “ЭКОС”, “Живописная Россия” и др., организовывал конкурсы для читателей, проводил конференции для учащихся, экосекции.

Значительна роль Станислава Николаевича в организации работы Русской секции Международной академии наук (Здоровье и Экология). С момента ее учреждения он руководил реализацией совместных международных экологических проектов, с 1997 г. — академик-секретарь Отделения экологии, член Президиума Международной академии наук (Здоровье и Экология), активно участвовал в организации и проведении международных конференций. Уникальным является инициированный им в 1996 г. международный проект издания серии книг «Экологическая культура мира» (алгоритм Россия плюс одна из стран мира). Издано 8 выпусков совместно с Германией, Югославией, Беларусью, Сербией, Казахстаном. Успешно реализован проект – серия брошюр «Культура мира: взгляд из России». Оба получили международное признание, в т. ч. таких организаций как ЮНЕП и ЮНЕСКО.

Активная жизненная позиция, научные и педагогические достижения С.Н. Глазачева отмечены профессиональными знаками «Отличник народного просвещения», «За отличные успехи в работе» (Высшая школа), «Отличник просвещения СССР», «Заслуженный работник Высшей школы РФ». Международная Академия наук (Здоровье и Экология) за исследования в области экологии, образования и культуры наградила профессора С.Н. Глазачева золотым Павловским знаком Президиума академии, знаком «Вместе», Орденом «Созидание».

А еще он был и навсегда останется заботливым сыном и братом, любящим и любимым мужем, обожаемым отцом и самым лучшим дедушкой… Учителем и Наставником для всех нас.

В последние годы он, осознавая быстротечность момента и тяжелый пресс жизненных обстоятельств, говорил: «Никто мне вечной жизни не гарантировал…». В памяти нашей он останется навсегда!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *