В заседании круглого стола приняли участие ведущие ученые в областях рационального природопользования, ресурсосбережения, обращения с отходами, экологической безопасности, эксперты в сфере экологии, общественные деятели, представители заинтересованных федеральных органов законодательной и исполнительной власти, ассоциаций производителей, специалисты предприятий, сотрудники профильных научно-исследовательских институтов. В числе участников были ученые и специалисты МГУ имени М.В. Ломоносова, РАНХиГС, СОПС, ИЭОПП СО РАН, ФИЦ «Кольский научный центр» РАН, МАДИ, ГУУ, Финансового университета, ООО НПП «Экоприс», «ВНИИ Экология» Минприроды России, АНО «Международный научно-исследовательский институт устойчивого развития», ООО «Сибирский Институт Горного Дела».
Обсуждались следующие темы:
1.Нормативно-правовое регулирование в сфере обращения с вскрышными и вмещающими горными породами, отходами обогащения, отходами металлургических и угольных предприятий (крупнотоннажные отходы).
2.Перспективы развития регулирования в сфере обращения с крупнотоннажными отходами производства.
3.Управление крупнотоннажными отходами с 01.09.2023 и снижение рисков горнодобывающих, металлургических и угольных компаний.
4.Ведение производственного экологического контроля, в т.ч. мониторинга в отношении крупнотоннажных отходов производства.
5.Направления использования крупнотоннажных отходов, лучшие практики.
Основные доклады:
«О регулировании обращения с вскрышными и вмещающими породами» –Соловьянов Александр Александрович, д.х.н., профессор, академик РАЕН, директор АНО «Международный научно-исследовательский институт устойчивого развития» (г. Москва);
«Экономико-организационные вопросы использования отходов горнодобывающей и металлургической промышленности» – Шевчук Анатолий Васильевич, академик РЭА, председатель научной секции «Экономика природопользования» РЭА, д.э.н., зам. Председателя СОПС ВАВТ Минэкономразвития России – руководитель Отделения проблем природопользования и экологии, профессор МГУ (г. Москва);
«Проблемы обращения и управления отходами недропользования при разработке угольных месторождений» – Донич Антон Викторович, главный инженер проекта ООО «Сибирский Институт Горного Дела» (г. Кемерово);
«Перспективы использования отходов производства металлургии России» –Петров Сергей Павлович, к.э.н., доцент (в соавторстве с академиком РЭА, председателем Бюро Новосибирского отделения РЭА, д.э.н., зам. директора Института экономики и организации промышленного производства СО РАН Гильмундиновым В.М. и академиком РЭА, членом Бюро Новосибирского отделения РЭА, д.э.н., в.н.с. Института экономики и организации промышленного производства СО РАН Тагаевой Т.О. (г. Новосибирск);
«Использование крупнотоннажных отходов промышленности в дорожном строительстве. Современный опыт МАДИ» – Евгеньев Глеб Икарович, к.т.н., доц. МАДИ (г. Москва);
«Минимизация влияния отходов горной промышленности на окружающую среду Арктики» – Маслобоев Владимир Алексеевич, д.т.н., Советник генерального директора ФИЦ «Кольский научный центр» РАН (г. Апатиты).
«Выбор вариантов обращения с промышленными отходами на основе оценки экономической эффективности проектов по минимизации причиняемого экологического ущерба» – Медведева Ольга Евгеньевна, академик РЭА, д.э.н., профессор, профессор кафедры экономической политики и экономических измерений Государственного университета управления (г. Москва);
«Использование отходов недропользования» – Космаков Василий Игоревич, к.с-х.н., директор ООО НПП «Экоприс» (г. Красноярск);
«Система управления крупнотоннажными отходами горно-металлургического производства» – Силантьева Наталья Валерьевна, руководитель направления ФГБУ «ВНИИ Экология» Минприроды России (г. Москва);
«Вопросы экологической безопасности образования и хранения отходов оловодобывающей промышленности, оценки класса опасности и возможности их рекультивации» – Мурманцева Екатерина Юрьевна, аспирантка кафедры земельных ресурсов и охраны почв МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва);
«Проблемы использования отходов в Китае» – Чжан Шулинь и Сюй Юнь, аспиранты экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова и Китайского нефтяного университета (г. Пекин).
Обсудив с участием экспертного и научного сообществ вопросы обращения с промышленными отходами горнодобывающей и металлургической промышленности, а также реализацию норм Федерального закона «Об отходах производства и потребления», закона «О недрах», участники круглого стола отмечают следующее.
Правовые основы обращения с отходами производства (далее – отходы) определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ).
Федеральный закон от 14.07.2022 № 343-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 343-ФЗ) внес значительные изменения в законодательство об отходах производства и потребления. В частности, с 1 сентября 2023 года вступили в действие нормы, касающиеся регулирования обращения с отходами вскрышных и вмещающих горных пород.
Законом № 343-ФЗ внесены изменения в понятие отходы производства и потребления. В Федеральном законе введен новый термин (понятие) – «отходы недропользования» – который используется в значении, указанном в преамбуле Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-I «О недрах».
Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-I «О недрах» регулирует отношения, возникающие в области использования и охраны недр, разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, использования отходов недропользования (вскрышных и вмещающих горных пород, шламов, хвостов обогащения полезных ископаемых и иных отходов геологического изучения, разведки, добычи и первичной переработки минерального сырья, содержащих полезные ископаемые и полезные компоненты или не содержащих полезных ископаемых и полезных компонентов), специфических минеральных ресурсов (раповых лиманов и озер, торфа, сапропеля и других минеральных ресурсов), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с нефтью, газом и газовым конденсатом (далее – углеводородное сырье), и вод, использованных пользователями недр.
Отношения, связанные с регулированием в области добычи полезных ископаемых и полезных компонентов из отходов недропользования, в том числе из вскрышных и вмещающих горных пород, отношения в области использования отходов недропользования, в том числе вскрышных и вмещающих горных пород, в случаях, предусмотренных Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-I «О недрах», регулируются законодательством Российской Федерации о недрах.
В рамках требований, предъявляемых к объектам размещения отходов, предусмотрена следующая норма: для ликвидации горных выработок могут использоваться вскрышные и вмещающие горные породы, отходы недропользования V класса опасности, образовавшиеся при осуществлении пользования недрами, а также отходы производства черных металлов IV и V классов опасности, золошлаковые отходы V класса опасности от сжигания угля, фосфогипс V класса опасности в соответствии с проектом ликвидации горных выработок.
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об охране окружающей среды» в части платы за негативное воздействие на окружающую среду. Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов), в том числе складирование побочных продуктов производства, признанных отходами в соответствии с пунктом 8 статьи 51.1 Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ, хранение вскрышных и вмещающих горных пород, признанных отходами производства и потребления в соответствии со статьей 23.5 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-I «О недрах».
Статья 23.5. Добыча полезных ископаемых и полезных компонентов из вскрышных и вмещающих горных пород и иное использование вскрышных и вмещающих горных пород.
Вскрышные и вмещающие горные породы, образовавшиеся при осуществлении пользования недрами на предоставленном в пользование участке недр, могут быть использованы пользователем недр:
1) для добычи полезных ископаемых и полезных компонентов;
2) для собственных производственных и технологических нужд;
3) для ликвидации горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами;
4) для рекультивации земель;
5) для ведения горных работ;
6) для передачи иному пользователю недр в целях использования данным пользователем передаваемых вскрышных и вмещающих горных пород для собственных производственных и технологических нужд, ликвидации горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, рекультивации земель в объеме, определенном для выполнения соответствующих работ техническими проектами, иной предусмотренной настоящим Законом проектной документацией на выполнение таких работ и (или) проектом рекультивации земель;
7) для передачи иному лицу в целях использования таким лицом передаваемых вскрышных и вмещающих горных пород для собственных производственных и технологических нужд, не связанных с осуществлением пользования недрами.
Состав, объемы образуемых и используемых вскрышных и вмещающих горных пород, допустимые отклонения таких объемов, условия и сроки использования вскрышных и вмещающих горных пород в целях, указанных в части первой настоящей статьи, требования к раздельному хранению вскрышных и вмещающих горных пород, а также требования к объектам хранения вскрышных и вмещающих горных пород (специально оборудованным сооружениям и местам, предназначенным для хранения вскрышных и вмещающих горных пород, подлежащих использованию в соответствии с настоящим Законом) определяются утвержденными в установленном порядке техническими проектами, предусмотренными статьей 23.2 настоящего Закона, иной предусмотренной настоящим Законом проектной документацией.
Уменьшение объемов вскрышных и вмещающих горных пород, подлежащих использованию в целях, указанных в пунктах 1–5 части первой настоящей статьи, продление сроков использования таких пород, которые предусмотрены утвержденными в установленном порядке техническими проектами, предусмотренными статьей 23.2 настоящего Закона, иной предусмотренной настоящим Законом проектной документацией, в текущем календарном году не допускаются.
Хранение вскрышных и вмещающих горных пород для использования в целях, указанных в пункте 1 части первой настоящей статьи, и вскрышных и вмещающих горных пород, подлежащих использованию в целях, указанных в пунктах 2–7 части первой настоящей статьи, должно осуществляться раздельно. Объекты хранения вскрышных и вмещающих горных пород, указанных в настоящей части, не относятся к объектам размещения отходов производства и потребления, за исключением случая, предусмотренного частью седьмой настоящей статьи.
В случае, если вскрышные и вмещающие горные породы, образовавшиеся при осуществлении пользования недрами на предоставленном в пользование участке недр, размещены на земельном участке, находящемся за границами данного участка недр, добыча полезных ископаемых и полезных компонентов из вскрышных и вмещающих горных пород допускается после изменения границ участка недр, предоставленного в пользование, путем включения объектов хранения вскрышных и вмещающих горных пород в границы указанного участка недр.
Вскрышные и вмещающие горные породы, подлежащие использованию в соответствии с настоящей статьей, не являются отходами производства и потребления независимо от факта их включения в федеральный классификационный каталог отходов, за исключением случая, предусмотренного частью седьмой настоящей статьи.
Вскрышные и вмещающие горные породы, подлежащие использованию в соответствии с настоящей статьей, признаются отходами производства и потребления:
1) со дня истечения срока их использования, установленного утвержденными техническими проектами, предусмотренными статьей 23.2 настоящего Закона, иной предусмотренной настоящим Законом проектной документацией и (или) проектом рекультивации земель, – в случае их неиспользования в целях, предусмотренных частью первой настоящей статьи;
2) со дня истечения одного года со дня досрочного прекращения прав пользования недрами, при осуществлении пользования которыми были образованы вскрышные и вмещающие породы, – в случае, если лицо, право пользования недрами которого было досрочно прекращено в соответствии со статьей 20 настоящего Закона, не приступило к их использованию для ликвидации горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, рекультивации земель (за исключением случая предоставления участка недр, право пользования которым было досрочно прекращено, в пользование иному лицу по основаниям, предусмотренным статьей 10.1 настоящего Закона);
3) со дня истечения пяти лет со дня досрочного прекращения прав пользования недрами, при осуществлении пользования которыми они были образованы, – в случае, если лицо, право пользования недрами которого было досрочно прекращено в соответствии со статьей 20 настоящего Закона, не использовало весь накопленный объем вскрышных и вмещающих горных пород (за исключением случая предоставления участка недр, право пользования которым было досрочно прекращено, в пользование иному лицу по основаниям, предусмотренным статьей 10.1 настоящего Закона).
Плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов недропользования, являющихся вскрышными и вмещающими горными породами, которые полежат использованию в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-I «О недрах», не взимается, за исключением случаев, если такие горные породы признаны отходами производства и потребления.
Федеральным законом от 25.12.2023 № 677-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и статью 16.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» внесены изменения в части круга лиц, обязанных вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду. В случае признания вскрышных и вмещающих горных пород отходами производства и потребления в соответствии со статьей 23.5 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-I «О недрах» плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов являются:
1) пользователи недр, лица, право пользования недрами которых было досрочно прекращено в соответствии со статьей 20 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-I «О недрах», при осуществлении пользования недрами которыми образованы вскрышные и вмещающие горные породы, – в случае неиспользования таких пород в целях, предусмотренных пунктами 1–5 части первой статьи 23.5 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-I «О недрах»;
2) пользователи недр, лица, право пользования недрами которых было досрочно прекращено в соответствии со статьей 20 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-I «О недрах», иные лица, которым вскрышные и вмещающие горные породы были переданы в целях использования для собственных производственных и технологических нужд, – в случае неиспользования таких пород в целях, предусмотренных пунктами 6 и 7 части первой статьи 23.5 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-I «О недрах».
В рамках «круглого стола» прошла презентация книги: Материалы круглых столов Совета по экологической политике Политической партии «Партия Возрождение России» по проблемам водных ресурсов и изменениям климата (2023 год). Науч. ред. А.В. Шевчук. – Москва. – 2024. – 92 с. Отпечатано: типография «OneBook», ООО «Сам Полиграфист», 129090, Москва, Протопоповский пер., 6. www.onebook.ru
Участники «круглого стола» обсудили проект резолюции, которая после доработки будет принята и направлена в заинтересованные организации.