В соответствии с Программой отдела образования администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга по развитию воспитания и дополнительного образования во Фрунзенском районе (в рамках реализации районного экологического проекта по направлению «Марафон экологических акций») на базе гимназии № 205 города Санкт-Петербурга реализуется образовательный проект под названием «Школьный экологический лекторий». В нём принимают участие школьники, выступающие с лекциями и докладами экологического содержания.
Работа лектория нацелена на популяризацию и распространение экологических знаний, их систематизацию; развитие интереса у всех участников проекта к проблемам естествознания, становление у них экологического мышления; формирование у школьников интеллектуальных основ и мотивов для осознанной деятельности по охране окружающей среды.
Автор идеи проекта – Гранд-доктор педагогики, доктор философии, к.п.н., академик Российской экологической академии Александр Вадимович Кулев (Санкт-Петербургское городское отделение РЭА, научная секция «Экологическое воспитание и образование»).
18 ноября 2024 года проведено очередное мероприятие программы работы лектория на данный учебный год. На нём выступил ученик 11-го класса Джавид БАГЫШОВ с докладом по теме «Тигры: биология, экология, охрана».
Основное внимание в докладе было уделено следующим теоретическим и практическим идеям и проблемам:
- Современная научная классификация тигров.
- Внешний облик, размеры и масса тела этих животных.
- Основные объекты питания тигров в условиях дикой природы.
- Тактика охоты тигра на крупных животных.
- Двигательная активность и границы территории для охоты.
- Размеры участков для охоты у особей разной половой принадлежности.
- Внутривидовая сигнализация между особями.
- Продолжительность жизни в дикой природе и в условиях неволи.
- Государства, на территории которых обитают представители разных подвидов тигра.
- Места обитания амурского тигра и его адаптации к условиям внешней среды.
- Охрана амурского тигра.
В докладе, в частности, прозвучало, что амурский тигр занесён в Красные книги России, Приморского и Хабаровского краёв, Амурской и Еврейской автономной областей. Для восстановления популяции этой гигантской кошки созданы 10 заповедников и национальных парков — «Земля леопарда», «Бикин», Сихотэ-Алинский, Лазовский, Анюйский и другие. В 1947 году тигр был взят под охрану – в России охота на него была полностью запрещена. Этот удивительный зверь занесён в Красный список Международного союза охраны природы и Красную книгу Российской Федерации как вид, находящийся под угрозой исчезновения, включён в I Приложение Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС).
Некоторые проблемы охраны амурского тигра:
- Сокращение численности особей в дикой природе.
- Сокращение естественной среды обитания.
- Браконьерство.
Для сохранения амурского тигра принимаются, в частности, следующие меры:
- Создание заповедников и реабилитационных центров.
- Законодательно закреплённые меры наказания за отлов и уничтожение амурских тигров.
- Изучение образа жизни тигра в дикой природе.
- Создание «кадрового резерва» тигров в зоопарках.
- Ведение просветительской деятельности среди населения страны и местного населения в частности.
После окончания доклада состоялось его обсуждение. Присутствующими были заданы многочисленные вопросы. Вот некоторые из них:
- Почему многие учёные считают, что амурский тигр – это подвид тигра, а не отдельный биологический вид?
- Почему мы не встречаем в литературе информацию о нынешних взаимоотношениях между тигром и львом в дикой природе?
- Почему тигр считается гетеротрофным животным?
- От каких внешних условий может зависеть продолжительность жизни тигра?
- Почему самка тигра в природе живёт на меньшей по площади территории, чем самец?
- Что означают слова «ареал амурского тигра»?
На все заданные вопросы были получены грамотные в научном отношении и содержательные ответы.