В соответствии с Программой отдела образования администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга по развитию воспитания и дополнительного образования во Фрунзенском районе (в рамках реализации районного экологического проекта по направлению «Марафон экологических акций») на базе гимназии № 205 города Санкт-Петербурга реализуется образовательный проект под названием «Школьный экологический лекторий». В нём принимают участие школьники, выступающие с лекциями и докладами экологического содержания.

Работа лектория нацелена на популяризацию и распространение экологических знаний, их систематизацию; развитие интереса у всех участников проекта к проблемам естествознания, становление у них экологического мышления; формирование у школьников интеллектуальных основ и мотивов для осознанной деятельности по охране окружающей среды.

Автор идеи проекта – Гранд-доктор педагогики, доктор философии, к.п.н., академик Российской экологической академии Александр Вадимович Кулев (Санкт-Петербургское городское отделение РЭА, научная секция «Экологическое воспитание и образование»).

18 ноября 2024 года проведено очередное мероприятие программы работы лектория на данный учебный год. На нём выступил ученик 11-го класса Джавид БАГЫШОВ с докладом по теме «Тигры: биология, экология, охрана».

Амурский тигр. Фото с сайта kmc-ekimchan.amur.muzkult.ru

Основное внимание в докладе было уделено следующим теоретическим и практическим идеям и проблемам:

  1. Современная научная классификация тигров.
  2. Внешний облик, размеры и масса тела этих животных.
  3. Основные объекты питания тигров в условиях дикой природы.
  4. Тактика охоты тигра на крупных животных.
  5. Двигательная активность и границы территории для охоты.
  6. Размеры участков для охоты у особей разной половой принадлежности.
  7. Внутривидовая сигнализация между особями.
  8. Продолжительность жизни в дикой природе и в условиях неволи.
  9. Государства, на территории которых обитают представители разных подвидов тигра.
  10. Места обитания амурского тигра и его адаптации к условиям внешней среды.
  11. Охрана амурского тигра.

В докладе, в частности, прозвучало, что амурский тигр занесён в Красные книги России, Приморского и Хабаровского краёв, Амурской и Еврейской автономной областей. Для восстановления популяции этой гигантской кошки созданы 10 заповедников и национальных парков — «Земля леопарда», «Бикин», Сихотэ-Алинский, Лазовский, Анюйский и другие. В 1947 году тигр был взят под охрану – в России охота на него была полностью запрещена. Этот удивительный зверь занесён в Красный список Международного союза охраны природы и Красную книгу Российской Федерации как вид, находящийся под угрозой исчезновения, включён в I Приложение Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС).

Некоторые проблемы охраны амурского тигра:

  1. Сокращение численности особей в дикой природе.
  2. Сокращение естественной среды обитания.
  3. Браконьерство.

Для сохранения амурского тигра принимаются, в частности, следующие меры:

  1. Создание заповедников и реабилитационных центров.
  2. Законодательно закреплённые меры наказания за отлов и уничтожение амурских тигров.
  3. Изучение образа жизни тигра в дикой природе.
  4. Создание «кадрового резерва» тигров в зоопарках.
  5. Ведение просветительской деятельности среди населения страны и местного населения в частности.

После окончания доклада состоялось его обсуждение. Присутствующими были заданы многочисленные вопросы. Вот некоторые из них:

  1. Почему многие учёные считают, что амурский тигр – это подвид тигра, а не отдельный биологический вид?
  2. Почему мы не встречаем в литературе информацию о нынешних взаимоотношениях между тигром и львом в дикой природе?
  3. Почему тигр считается гетеротрофным животным?
  4. От каких внешних условий может зависеть продолжительность жизни тигра?
  5. Почему самка тигра в природе живёт на меньшей по площади территории, чем самец?
  6. Что означают слова «ареал амурского тигра»?

На все заданные вопросы были получены грамотные в научном отношении и содержательные ответы.