Мероприятие, организованное Институтом государственной службы и управления (ИГСУ), было посвящено выработке предложений по сохранению и развитию наследия отечественных ученых, в целях достижения стратегических целей социально-экономического и научно-технологического развития страны, поставленных Президентом России.
Вел заседание председатель Комиссии РАН, член-корреспондент РАН, Герой Российской Федерации Юрий Батурин.
Центральными темами обсуждения стали концепции В.И. Вернадского, Н.Н. Моисеева, Семенова и современных теоретиков, посвященные вопросам коэволюции природы, общества и человека, управляемости социально-экономических, технологических и социокультурных изменений.
Значительная часть дискуссии была посвящена практическим аспектам трансфера современного научного знания в систему подготовки управленческих кадров, вовлечения студентов академии в научно-исследовательскую работу.
По мнению участников заседания, адаптация тематики фундаментальных исследований РАН к задачам исследований кандидатских, магистерских диссертаций и выпускных квалификационных работ позволит встроить управленцев-практиков и будущих государственных и муниципальных служащих в современную научную повестку дня. Именно на базе достижений фундаментальной науки они будут решать конкретные задачи и проблемы в государственном стратегическом управлении.
Для этого потребуется живое участие профессоров РАН, действительных членов Российской академии наук в популяризации науки: проведении открытых лекций, профессорских курсов, образовательных событий, чтобы поддерживать интерес студентов, аспирантов и молодых ученых к научно-исследовательской работе.
Было поддержано предложение о создании в Президентской академии предметно-познавательной, социокультурной среды, поддерживающей образовательный процесс. Эта среда представляет собой комплекс аудиторий, носящих имя выдающихся ученых, в том числе современных.
В обращении к участникам заседания ректор Президентской академии Алексей Комиссаров отметил, что выездное заседание Комиссии РАН для Академии – не просто значимое событие, а стратегическая веха.
«Президентская академия видит свою роль в том, чтобы воспитывать управленческую элиту, для которой наука – не абстрактное понятие, а основа решений. Без глубокого понимания истории отечественной научной мысли, без преемственности традиций невозможно подготовить лидеров, способных отвечать на вызовы XXI века. Объявленное Президентом России Десятилетие науки и технологий ставит перед нами четкую задачу: создать мост между фундаментальным знанием и практикой госуправления. Именно поэтому наше сотрудничество с РАН – это синергия двух миссий: академического поиска истины и прикладного формирования кадрового резерва страны. Уверен, что сегодня мы закладываем основы для поколения, которое будет управлять Россией с опорой на интеллект, инновации и историческую память», – подчеркнул ректор Академии.
Академик РАН Игорь Соколов в приветственном слове обозначил потенциал научного наследия отечественных ученых в разрешении проблем современности.
«Сегодня как никогда важно переосмыслить идеи классиков российской науки в контексте новых технологических и социальных вызовов. Российская академия наук исторически видит свою миссию в триединстве задач: подготовке кадров, фундаментальных исследованиях и просвещении. Именно в этой логике мы продолжаем работу по сохранению наследия великих ученых – от оцифровки архивов Морозова, Вавилова и Вернадского до популяризации идей Циолковского и Ферсмана. Это не только дань уважения, но и мост между классической наукой и новыми вызовами», – полагает академик Соколов.
Директор ИГСУ Президентской академии Руслан Корчагин отметил важность объединения ведущих ученых страны и экспертов в области государственного управления, преподавателей вузов для сохранения и развития научных традиций в решении насущных проблем развития российского общества.
Участникам заседания были представлены теоретические наработки ИГСУ и практика подготовки специалистов в сфере управления долгосрочным развитием. Владимир Корнилович, доктор социологических наук, директор и научный руководитель программы «Государственное стратегическое управление» ИГСУ представил социологическую концепцию управляемого эволюционного развития общества, мета-проект научно-аналитического, информационного сопровождения государственного стратегическое управления.
С докладом «Система «Учитель» и цивилизационные проблемы в ноосферных взглядах В.И. Вернадского и Н.Н. Моисеева в контексте современной научной картины мира» выступила член Президиума РЭА, академик РЭА, председатель научной секции «Экологическое воспитание и образование» РЭА, профессор кафедры педагогики и психологии профессионального образования имени академика РАО В.А. Сластенина Института педагогики и психологии МПГУ Гришаева Юлия Михайловна.
На заседании выступила академик РЭА, председатель Бюро Брянского областного отделения РЭА, профессор РАН, д.ф.н., профессор ФГБОУ ВПО «Брянский государственный технический университет» Дергачева Елена Александровна и выступила с пленарным докладом о внедрении курса «Современная научная картина мира и основы рационального мышления» в ведущих вузах Российской Федерации.
Пилотный проект такого курса будет запущен в РАНХиГС, а впоследствии в других вузах страны. Главная цель проекта – приобщить молодежь к междисциплинарным исследованиям и создать единую методологическую базу для анализа процессов в разных науках.
По итогам заседания приняты решения Комиссии РАН, способствующие укреплению связи между наукой, образованием и практикой государственного управления, что особенно важно в условиях современных внутренних и геополитических вызовов.


