В соответствии с Программой отдела образования администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга по развитию воспитания и дополнительного образования во Фрунзенском районе (в рамках реализации районного экологического проекта по направлению «Марафон экологических акций») на базе гимназии № 205 города Санкт-Петербурга реализуется образовательный проект под названием «Школьный экологический лекторий». В нём принимают участие школьники, выступающие с лекциями и докладами экологического содержания.

Задачи создания лектория: популяризация и распространение экологических знаний, их систематизация; развитие интереса у всех участников проекта к проблемам естествознания, становление у них экологического мышления; формирование интеллектуальных основ и мотивов для осознанной деятельности по охране окружающей среды.

Автор идеи проекта – Гранд-доктор педагогики, доктор философии, к.п.н., академик Российской экологической академии Александр Вадимович Кулев (Санкт-Петербургское городское отделение РЭА, научная секция «Экологическое воспитание и образование»).

6 ноября 2024 года проведено первое мероприятие программы работы лектория на данный учебный год. На нём выступила ученица 9 класса Вероника ПАСТОР с докладом по теме «Влияние загрязнённой воды на живые организмы».

Основное внимание в докладе было уделено следующим теоретическим и практическим идеям и проблемам:

  1. Вода как полезный ресурс, необходимый для сохранения здоровья человека.
  2. Вредные химические вещества, загрязняющие воду.
  3. Потребности организма в воде, её функции в организме.  
  4. Негативные последствия дефицита воды в организме.
  5. Незаменимость чистой питьевой воды другими напитками.
  6. Необходимость чистой воды для животных и растений.
  7. Бытовые и промышленные отходы как важный фактор загрязнения воды.
  8. Утечки нефти как важное негативное воздействие на природу.
  9. Сточные воды из канализации как фактор загрязнения воды.
  10. Бактерии и вирусы как болезнетворные агенты, передающиеся через воду. 
  11. Токсическое действие металлов на жизнь водных организмов.
  12. Регионы нашей планеты с самой чистой и самой грязной водой.
  13. Водоболотные угодья как буферные зоны для фильтрации дождевого стока, помогающие удалять загрязняющие вещества из воды.
  14. Очистка воды с использованием озона.
  15. Система очистки промышленных сточных вод.
  16. Утилизация бытового мусора; необходимость его разделения на пластик, стекло и бумагу для их дальнейшей переработки.
  17. Работа ЭКОволонтёрских отрядов, занимающихся очисткой пляжей, озёр и прудов.

После окончания доклада состоялось его обсуждение. Присутствующими были заданы многочисленные вопросы. Вот некоторые из них:

  1. Что понимают под «утилизацией отходов», и каковы возможности этой деятельности в настоящее время?
  2. Что означают слова «токсичное воздействие на организм»?
  3. В чём конкретно может проявиться влияние веществ, загрязняющих воду, на метаболизм обитающих в этой среде живых организмов?
  4. Кто такие «патогенные бактерии» и в чём заключается их опасность для обитателей водной среды?
  5. Какова формула молекулы озона и откуда он взялся в атмосфере нашей планеты?
  6. Что понимают под минерализацией?
  7. Насколько может быть опасна нефть, попавшая в воду? Приведите конкретные примеры.

На все заданные вопросы были получены грамотные в научном отношении и содержательные ответы.