В соответствии с Программой отдела образования администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга по развитию воспитания и дополнительного образования (направление «Марафон экологических акций») на базе гимназии № 205 города Санкт-Петербурга реализуется образовательный проект под названием «Школьный экологический лекторий». В нём принимают участие школьники, выступающие с лекциями и докладами экологического содержания.
Работа лектория нацелена на популяризацию и распространение экологических знаний, их систематизацию, развитие интереса у всех участников проекта к проблемам естествознания, становление у них экологического мышления, формирование у школьников интеллектуальных основ и мотивов для осознанной деятельности по охране окружающей среды.
Деятельность экологического лектория является одним из направлений реализации образовательного проекта Российской экологической академии под общим названием «Ученическое научное общество «Юный биолог». Автор идеи проекта и его руководитель – Гранд-доктор педагогики, доктор философии, к.п.н., академик Российской экологической академии Александр Вадимович Кулев (Санкт-Петербургское городское отделение РЭА, научная секция «Экологическое образование и воспитание), учитель биологии гимназии № 205 г. Санкт-Петербурга.
9 декабря 2024 года проведено очередное мероприятие программы работы лектория на данный учебный год. На нём выступила ученица 9-го класса Анастасия ВАСИЛЬЕВА с докладом по теме «Влияние кислотных дождей на живые организмы и среду их обитания».
Материалы отчёта об этом мероприятии могут быть использованы преподавателями средней и высшей школы, а также педагогами системы дополнительного образования учащихся для организации аналогичных выступлений школьников и студентов по данной теме.
Основное внимание в докладе было уделено следующим идеям и проблемам:
– Химическая характеристика кислотных дождей.
– Причины, приводящие к образованию кислотных дождей.
– Последствия влияния кислотных дождей на среду обитания живых организмов.
– Результаты воздействия кислотных дождей на организм растения.
– Результаты воздействия кислотных дождей на организм животного.
– Влияние кислотных дождей на здоровье человека.
– Способы решения проблемы кислотных дождей.
В докладе, в частности, прозвучало, что кислотный дождь – это все виды метеорологических осадков (снег, дождь, град, туман, дождь со снегом, изморозь), при которых наблюдается понижение водородного показателя (pН) осадков из-за загрязнений воздуха кислотными оксидами (обычно оксидами серы и оксидами азота). Нормой pН для дождевой воды является 5,6. Если этот показатель ниже, то осадки называют кислотными.
Кислотные дожди образуются в результате деятельности человека и по естественным причинам. Человеческая деятельность вносит основной вклад в образование кислотных дождей. При сжигании ископаемого топлива на промышленных предприятиях происходит выброс диоксида серы и оксида азота. Эти загрязнители воздуха реагируют с водой, кислородом и другими веществами с образованием переносимой по воздуху серной и азотной кислот. Ветрами эти кислотные соединения распространяются в атмосфере, смешиваются с водой и другими веществами и выпадают с осадками.
Природные явления (такие как лесные пожары, извержения вулканов и молнии) также могут способствовать образованию кислотных дождей. Под действием солнечных лучей, соединяясь с дождевой водой, оксиды превращаются в растворы сильных кислот (серной и азотной). Выпадая вместе с осадками на землю, кислоты проникают в водотоки, водоёмы, почву и в подземные воды.
Последствия влияния кислотных дождей на живые организмы
Из почвы вымываются полезные вещества, питающие растения. Их дефицит вызывает замедление роста растений, снижает их сопротивляемость болезням и вредителям.
Кислоты разрушают поверхность тела растений, в частности защитный восковой покров листьев. Это делает растения более уязвимыми для вредных насекомых, паразитических грибов и других патогенных организмов. Через повреждённые листья испаряется больше влаги, что может вызвать нарушение жизнедеятельности растений, особенно во время засухи.
Под действием кислот, содержащихся в атмосферных осадках, алюминий и тяжёлые металлы переходят из нерастворимых форм в растворимые. Такие соединения токсичны для растений, вызывают разрушение и отмирание корней, ведущее к гибели растений.
Кислотные дожди негативно влияют и на обитателей водной среды. Они повышают кислотность воды в озёрах, реках, заливах и прудах до такого уровня, что в них погибают и растения, и животные. Гибель водных растений лишает других животных водоёма пищи. Алюминий, который попадает в водоёмы благодаря кислотным дождям, вызывает аномалии развития и гибель эмбрионов рыбы, повреждает её жаберный аппарат.
По мере сокращения численности рыбы уменьшается и численность питающихся ею птиц и млекопитающих: белоголового орлана (хищная птица из семейства ястребиных), гагары (водоплавающая птица), скопы (хищная птица, распространённая в обоих полушариях), норки (хищный пушной зверёк с густой блестящей шерстью из семейства куньих), выдры (хищное млекопитающее семейства куньих, ведущее полуводный образ жизни). Наблюдается также сокращение численности лягушек, жаб и тритонов. Многие из этих земноводных размножаются во временных водоёмах, возникающих в период весенних дождей, а кислотность дождевой воды в данном случае бывает выше, чем у вод естественных водоёмов.
Ухудшение качества воздуха, наблюдающееся при кислотных дождях, может вызывать респираторные заболевания у человека (такие как астма и бронхит). Кислотные частицы, попадая в кровоток, вызывают окислительный стресс и воспаление, способствующие обострению сердечно-сосудистых заболеваний и возникновению инсультов. Также страдает кожа, появляется сухость, раздражения, химические ожоги. Негативное влияние может проявляться в употреблении мяса, рыбы, растительных продуктов с высоким содержанием тяжёлых металлов. Их накопление в организме пагубно влияет на почки, печень, центральную нервную систему, органы дыхания.
Кислотный дождь – опасное явление, которое приносит вред окружающей среде, а также живым организмам. Решение проблемы кислотных дождей состоит, прежде всего, в сокращении поступления выбросов газов в атмосферу. Одним из способов снижения выбросов кислотных загрязнителей является использование возобновляемых источников энергии, утилизация отходов без вреда природе, а также – использование более чистого и менее отходного производства.
После окончания доклада состоялось его обсуждение. Присутствующими были заданы многочисленные вопросы. Вот некоторые из них:
– Что представляют собой оксиды и кислоты?
– Какова формула диоксида серы?
– Что означает словосочетание «патогенные организмы»?
– Что понимается под токсичностью?
– Что такое аномалия?
– Какова формула молекулы озона и откуда он взялся в атмосфере нашей планеты?
– Что понимается под утилизацией отходов?
На все заданные вопросы были получены грамотные в научном отношении и содержательные ответы.