«Дебют в науке» для «устойчивого» завтра

Устойчивость — это не просто внедрение новейших энергоэффективных технологий или переход на возобновляемые источники энергии.

Устойчивость — это ответственность каждого человека каждый день.

Джо Кэзер

В рамках реализации целей и задач национальных проектов «Дети и молодежь» и «Экологическое благополучие», программы «Люди и города» ГК «Росатом», развития программ корпоративно-социальной ответственности организаций атомной отрасли в декабре 2024 года член Российской экологической академии, председатель Воронежского областного отделения Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество охраны природы» (далее – ВООП) – Координатор по устойчивому развитию Нововоронежской АЭС Ольга Романова приняла участие в акселерационной программе «Территория добра» с разработкой и защитой проекта эколого-социальной направленности «Программа развития экокомпетенций Черноземья» (далее – Программа), который был принят к реализации в 2025 году (получены Сертификат от имени Председателя Совета Ассоциации Добро.рф, депутата Государственной Думы ФС РС А.П. Метелева и заместителя Генерального директора ГК «Росатом» Т.А. Терентьевой и грант на реализацию данного проекта). Мероприятия Программы также включены в План корпоративно-социальной ответственности и волонтёрства Нововоронежской АЭС.

Вышеуказанная Программа:

– является продолжением ранее проведённых в 2021-2024 гг. экопросветительских мероприятий, реализация которых осуществлялась в единстве Нововоронежской АЭС, Воронежского областного отделения ВООП, ЦЧМУ Росприроднадзора, Министерства природных ресурсов и экологии Воронежской области, Воронежской областной Думы, Управления экологии администрации г.о.г. Воронеж и ряда партнёров;

– охватывает 5 возрастных категорий населения Воронежской области (дошкольники, подрастающее поколение, молодёжь, взрослые, пенсионеры) для повышения уровня экокомпетенций и экоосведомлённости в регионе.

В 2025 году реализация Программы осуществляется двумя некоммерческими организациями – Воронежским областным отделением ВООП и АНО «Воронежский региональный центр по обращению с отходами» (далее – АНО «ВРЦОО», директор – Татьяна Девятова, партнёр Воронежского областного отделения ВООП) совместно с Нововоронежской АЭС (директор – Владимир Поваров).

В рамках Программы в качестве пилотного проекта в марте-апреле 2025 года впервые запланировано проведение конкурса юных исследователей «Дебют в науке» (далее – Конкурс) в области ответственного отношения к окружающей среде (в рамках устойчивого развития Центрально-Черноземного региона) для обучающихся 6-11-х классов.

Конкурс проводится в качестве пилотного проекта в школах Воронежской области, наиболее активно проявляющих себя в экологических акциях и мероприятиях, и включает в себя 2 тура: первый (отборочный) в образовательных учреждениях (проходит с 22 по 29 марта в виде защит исследовательских проектных работ) и второй (региональный) тур для победителей первого тура в виде викторины, который пройдёт 5 апреля в Воронежском государственном университете.

Основными целями и задачами Конкурса являются:

– погружение педагогов и обучающихся общеобразовательных организаций Воронежской области в вопросы ответственного отношения к окружающей среде как одного из направлений устойчивого развития;

– воспитание экопоколения из числа обучающихся общеобразовательных организаций региона, формирование экологической этики и мировоззрения, активной жизненной позиции подрастающего поколения, а также чувства ответственности за будущее своей «малой родины»;

– привлечение обучающихся к проектной, поисковой, научно-исследовательской, учебно-исследовательской деятельности как к действенному средству личностного развития;

– развитие у подрастающего поколения навыков планирования и выполнения проектов / исследовательской работы, умения самостоятельно ставить и решать задачи, основываясь на требованиях действующего законодательства РФ и используя источники СМИ с достоверными сведениями;

– вовлечение педагогического потенциала общеобразовательных организаций региона к руководству проектной / исследовательской работой обучающихся, совершенствование экокомпетенций педагогов общеобразовательных организаций региона при коммуникациях с представителями органов исполнительной, муниципальной власти и администрации, промышленных предприятий, экологических фондов и общественных организаций (вкл. Воронежское областное отделение ВООП, АНО «ВРЦОО»), научным сообществом;

– выявление и отбор высокомотивированных детей и молодежи, оказание им всемерной поддержки в профессиональном развитии, развитии их творческого потенциала;

– популяризация научных знаний;

– общественное признание результатов ученической проектной / исследовательской деятельности, поддержка и поощрение одаренных обучающихся и их педагогов-наставников.

Темы исследовательских работ участников Конкурса должны соответствовать ключевым аспектам устойчивого развития региона: энергопотребление и климат, экологический менеджмент, биоразнообразие, водопотребление, выбросы в атмосферу, управление отходами, предотвращение загрязнения почв, использование и утилизация продукции.

Организаторами принято решение о проведении 1 тура Конкурса в г.о.г. Нововоронеж среди обучающихся всех образовательных учреждений на базе МБУДО «Нововоронежский ДДТ» (директор – Галина Пегусова, партнёр Воронежского областного отделения ВООП) 22 марта 2025 года.

Всего на Конкурс было подано 9 заявок: от учащихся 6-7-х классов – 3 проекта, от 8-9-х классов – 2 работы и 4 работы от ребят 10-11-х классов.

Цель проектно-исследовательской деятельности в школе – не просто получение знаний. Создавая проекты, дети учатся выявлять проблемные вопросы, ставить реальные и достижимые цели, формулировать задачи, выбирать методы работы, выдвигать гипотезы, работать с разными источниками информации, анализировать полученные результаты и делать выводы, а также их презентовать.

Конкурсанты и их педагоги-руководители выбрали для своих проектов весьма актуальные темы – источники получения энергии и их роль в регионе и современном мире («Будущее и его страхи. Атомная энергетика», «Устойчивые источники энергии и их роль в борьбе с изменением климата», «Альтернативные источники энергии»), сохранение биоразнообразия города Нововоронеж и области («Экологическая тайна тиляпии», «Исследование зеленых насаждений в парке г. Нововоронеж и их рекреационное использование», «Озеленение, как одно из средств борьбы с загрязнением городов», «Сохранение биоразнообразия – одна из глобальных задач, стоящая перед человечеством в XXI веке»), загрязнение почв и связанная с этим продовольственная безопасность («Диффузия естественных и техногенных радионуклидов с водой из почвы в овощи на примере 40K и 137Cs»), а также экологический менеджмент («Экологический квиз «Атомград Равно Экоград»).

Многие работы содержат практическую составляющую. Так, Смородинов Даниил (МБОУ Нововоронежская СОШ №1, 10 класс, руководитель – Батюченко И.А.) создал модель ядерного реактора на 3Д принтере, которая поможет изучить на уроках физики как в школе, так и в колледже энергетического профиля, конструкцию и принцип действия ядерного реактора, а также поставил перед собой амбициозную цель – создать рабочую программу по изучению основ процессов, происходящих внутри реактора, безопасности использования ядерного реактора и экологической безопасности применения атомных электростанций. Планируется использование данной программы на уроках физики в школе и при изучении спецкурса в колледжах соответствующего профиля.

Крысина Ева (МБОУ Нововоронежская СОШ №1, 10 класс, руководитель – Зобкова С.В.) провела лабораторные исследования распределения радионуклидов в продуктах питания, произрастающих на территории Воронежской области, изучив почву и продукты питания, выращенные на данной почве. Важно то, что при исследовании применялись действующие в РФ ГОСТы, СанПины, методические указания.

Квасов Никита (МКОУ Нововоронежская СОШ №4, 10 класс, руководитель – Чарикова Е.А.) озаботился вопросом изучения биологических характеристик и поведения тиляпии с целью разработки новых подходов к разведению рыб с минимальным воздействием на окружающую среду и с учётом возможных экологических последствий, связанных с введением этого вида в новые экосистемы.

Каширина Виктория (МКОУ Нововоронежская СОШ №3, 10 класс, руководитель Романенко Л.Н.) поставила перед собой цель – разработать систему рекреационного использования зеленых насаждений в парке г. Нововоронеж, изучив при этом породный состав, санитарное состояние и поражённость древостоя, характер усыхания различных пород, провела анкетирование жителей по вопросам посещаемости и благоустройства городского парка, разработала рекомендации по улучшению ситуации.

Исламгулова Анастасия (МКОУ Нововоронежская СОШ №4, 9 класс, руководитель – Чарикова Е.А.) разработала и провела со школьниками экологический квиз и анкетирование по его итогам, в процессе игры акцентировала внимание участников на вопросах реального (минимального) влияния Нововоронежской АЭС на окружающую среду и климат при осуществлении деятельности по производству «зелёной» электроэнергии и закрепила полученные школьниками знания, тем самым повышая уровень экологической культуры и расширяя кругозор ребят.

Белова Александра (МКОУ Нововоронежская СОШ №3, 9 класс, руководитель – Дорохина Н.Б.) посвятила свою исследовательскую работу проблеме озеленения городской территории и роли растений в городской среде.

Поваров Иван (МБОУ Нововоронежская СОШ №1, 7 класс, руководитель – Шахова Т.В.) проанализировал роль устойчивых источников энергии в борьбе с изменением климата, акцентируя внимание на их преимуществах.

Попов Артём (МБОУ Нововоронежская СОШ №1, 7 класс, руководитель – Брикало Н.С.) изучил проблему снижения биоразнообразия Воронежской области и рассказал о своём практическом вкладе в экологическую повестку и участии в различных эколого-просветительских проектах.

Фурсов Вадим (МКОУ Нововоронежская СОШ №2, 6 класс, руководитель – Дружинина Е.В.) решил сравнить альтернативные и традиционные варианты получения электроэнергии по двум ключевым критериям: экологичности и количеству вырабатываемой энергии.

Представленные работы были с интересом восприняты жюри, в состав которого вошли представители Воронежского областного отделения ВООП (Ольга Романова, Татьяна Гунькова), Отдела образования и молодёжной политики администрации г.о.г. Нововоронеж (Галина Пегусова), председатель Совета ветеранов Нововоронежской АЭС Валентина Кудрявцева, а также в качестве независимого эксперта был приглашён заслуженный работник Нововоронежской АЭС, более 30 лет посвятивший вопросам обеспечения промышленной, экологической и радиационной безопасности – Александр Прытков.

Каждый член жюри оценивал проекты по ряду утверждённых Положением о Конкурсе критериев, победители и призёры выявлялись в трёх возрастных категориях (6-7, 8-9 и 10-11 классы) по общей сумме баллов.

Секретарь жюри Татьяна Гунькова поблагодарила всех участников Конкурса и их педагогов-руководителей за проделанную работу и озвучила результаты защиты проектов.

Пока жюри работало и подводило итоги отборочного тура Конкурса, члены Совета ветеранов Нововоронежской АЭС (председатель – Валентина Кудрявцева, член Воронежского областного отделения ВООП) преподнесли всем присутствующим творческий подарок – кукольный спектакль об истории становления нашей АЭС. Ребята, как, впрочем, и взрослые, узнали много нового из истории родных мест.

Мероприятие получилось интересным и познавательным. Это отметили и сами школьники, и их педагоги-руководители, и жюри. Всем конкурсантам вручили Дипломы участников, а Победителям и призёрам ещё и дипломы за заслуженные 1,2 и 3 места, а также памятные сувениры – развивающие настольные игры.

Участники Конкурса, занявшие 1 место, будут представлять Нововоронеж во втором (региональном) туре, который состоится в Воронежском государственном университете 5 апреля и, надеемся, что покажут хорошие результаты!

«Сегодня нашему вниманию были представлены очень разные, но интересные и необычные проекты нововоронежских школьников. Они вместе со своими руководителями проделали большую работу. Часть исследований включает в себя солидную практическую часть — это и проведённый одной из конкурсанток экоквиз, и анкетирование, и лабораторные испытания, и созданная на 3Д принтере модель!» – поделился впечатлениями приглашённый независимый эксперт Александр Прытков.

Председатель Воронежского областного отделения ВООП – Координатор по устойчивому развитию Нововоронежской АЭС Ольга Романова подвела итоги мероприятия: «Отрадно, что среди школьников есть интересующиеся и вовлечённые в экологическую повестку ребята! Именно для выявления такой талантливой молодёжи и повышения экологической культуры населения Воронежской области нами разрабатывалась и реализуется «Программа развития экокомпетенций Черноземья»!»