Работа форума шла по трём направлениям:
1. «Исследователи». Участники работали над прикладными кейсами, связанными с медициной, экологией, энергетикой и новыми технологиями для Арктики. Они разрабатывали телемедицинские сервисы, инструменты мониторинга состояния здоровья и окружающей среды, а также проектировали инженерные решения для беспилотников и арктической энергетики.
2. «Популяризаторы». Направление было посвящено созданию современных форматов для разговора о науке. Участники предлагали идеи для документального кино, блогов, образовательных программ и научного туризма. Вместе с экспертами они обсуждали, как сделать сложные темы доступными и интересными для широкой аудитории, готовили первые проекты — от медиаплатформ до новых интерактивных маршрутов.
3. «Первые». В рамках этого направления юные участники создавали проекты в сфере популяризации научной деятельности среди школьников. Ребята разрабатывали серию мероприятий, акций, методических пособий для сети научных клубов «Первых Российской Федерации».
Важной частью программы стал грантовый конкурс Росмолодёжи, по итогам которого восемь проектов получили поддержку на общую сумму 3 миллиона рублей.
Одной из площадок Форума стал Северный (Арктический) федеральный университет (САФУ). Перед студентами выступил эксперт Совета Федерации РФ по Арктике и Антарктике Александр Николаевич Пилясов, который рассказал молодёжи о том, как будет развиваться Северный морской путь с 2025 до 2040 года.
Отмечено, что рост арктического судоходства будет проходить на фоне комплексного развития арктических территорий по двенадцати основным направлениям.
Одно из них связано с созданием единой цифровой платформы сервисов для навигации по Северному морскому пути. Цифровая экосистема обеспечит судовладельцев и капитанов данными о льдах, погоде, маршрутах и портах в режиме реального времени.
Параллельно должны создаваться автоматизированные системы прогнозирования ледовой обстановки и штормовых предупреждений.
В ближайшие годы велика вероятность развития автономных и беспилотных технологий в Арктике. А в связи с таянием льдов могут измениться условия навигации. Взамен торосам придёт другая проблема – увеличение количества айсбергов, что потребует изменения технологий строительства судов.
Еще одним важным направлением, по мнению Александра Пилясова станет повышение энергоэффективности, при этом судоходство в Арктике останется рискованным.
– Арктическое судоходство останется в существенной степени искусством, а не ремеслом. Важно понимать, что мы имеем природное ограничение к тому, чтобы сделать арктические перевозки абсолютно предсказуемыми, устойчивыми, бронебойными по всей трассе, – сказал эксперт.
Возможность проследить за движением груза в режиме реального времени позволит изменить логистику снабжения, а для удешевления завоза, будет происходить замещение привозного топлива местными источниками энергии.
Анализируя основные тренды северного морского пути, Александр Пилясов подчеркнул, что прогнозы могут не сбываться. Чтобы подружиться с непредсказуемой Арктикой, нужна, по его словам, «дерзость в оспаривании очевидного».
Александр Пилясов – доктор географических наук, профессор Московского государственного университета имени Ломоносова, возглавляет АНО «Институт регионального консалтинга», является главным научным сотрудником института стратегического развития Арктики дирекции научно-образовательного центра мирового уровня «Российская Арктика: новые материалы, технологии и методы исследования».







































