Мероприятие проходило 22–24 мая 2024 г. в Москве и Петербурге на площадке СПбУГПС МЧС России.
Участники круглого стола обсудили технологии обеспечения экологической безопасности объектов транспорта и малой энергетики для городов и поселений, модели каркаса системы обращения с отходами потребления, технологии мониторинга животных, а также микробные сообщества многолетнемерзлых пород Арктической зоны РФ.
Модератор д.б.н., профессор Вероника Тарбаева выступила с оценкой экологической ситуации местообитаний белого медведя. По ее словам, количество белых медведей сокращается по следующим основным причинам: из-за глобального потепления исчезают их вековые охотничьи угодья — ледяные поля, где медведи преследуют свою основную добычу — нерпу и тюленей, а также из-за браконьерства. Поэтому эти животные в летние месяцы активно осваивают новую среду обитания – тундру с новой кормовой базой. Как отметила спикер, к сожалению, приходится констатировать, что в питании белого медведя появились и пластиковые отходы со свалок. Последствия такого рациона в тундре – особи становятся мельче, самки приносят меньше детенышей. Возможно, со временем медведь и вовсе исчезнет в некоторых местах.
При этом продолжающаяся деградация тундры – это ещё одна из угроз для сокращения местообитания белого медведя в летние месяцы. Помимо антропогенного влияния на состояние тундровых экосистем необоснованное разрастание оленьих стад также приводит к деградации естественных пастбищ, которые очень медленно восстанавливаются. Общая площадь оленьих пастбищ в Арктической зоне РФ – более 300 млн га, из них 63% трансформированы. Как отметила В.М. Тарбаева, данный вопрос она поднимала в своем докладе 27 февраля 2024 г. на заседании дискуссионного клуба ПОРА, а также 20 марта на форуме “Вселенная белого медведя”.
“При том, что спрос на оленину очень высок, мало кто из оленеводческих семей, имея тысячные поголовья, сдают даже малую часть из того, что имеют, а некоторые и не сдают вовсе. Как следствие – снижается общее биоразнообразие тундр, поскольку трансформация растительных покровов негативно влияет на трофические связи, в частности происходит уменьшение численности других видов животных – кормовой базы белого медведя. Одна из причин сложившейся ситуации лежит в противоречии законодательства: с одной стороны, есть региональные законы, регулирующие развитие оленеводства, а есть субсидии, которые выдаются оленеводам по количеству голов оленей. Также следует добавить, что в законодательстве с 2000 года отсутствует правовое закрепление понятия “рекультивированные земли”, и до сих пор не принят закон “Об охране почв”, который мы продвигаем с 2015 года на уровне нашей областной палаты”, – подчеркнула Вероника Тарбаева.