С предложениями, вошедшими в решение по итогам заседания, можно ознакомиться далее.

Об экологическом просвещении населения

(предложения по итогам рассмотрения вопроса на заседания Постоянной комиссии по экологии и природопользованию ЗАКС СПб 18.12.2023)

Экологическое просвещение населения – это непрерывный процесс, который начинается с культурного воспитания в семье и продолжается на протяжении всей жизни человека через образование, самообразование, приобретение устойчивых знаний и убеждений. Цель: «экологизация» мышления как путь формирования мировоззрения гражданина новой эпохи. При этом в новую эпоху главным является получение ответов на фундаментальные вопросы бытия том, как устроена жизнь на нашей планете, а именно:

– Как функционируют ненарушенные человеком экосистемы – леса, реки, озёра, болота, тундра, океаны?

– Что в дикой природе всем движет?

– Откуда берётся пресная вода на суше?

– Как жизнь в этих экосистемах не прерывалась, а окружающая среда остается пригодной для жизни сотни миллионов лет?

– Каковы пределы устойчивости жизни на Земле и какие угрозы и риски несет в себе цивилизация?

– Что необходимо делать сегодня, завтра, послезавтра в городе, регионе, в стране, в мире, чтобы избежать глобальной экологической катастрофы, чреватой необратимыми последствиями для жизни?

Вопросы состояния городской окружающей среды в контексте экологического просвещения населения – борьба с различными видами загрязнения, несанкционированными свалками отходов, «раздельный сбор», обращение с домашними животными, высаживание деревьев, и т.п. – безусловно, важны.

В особенности – совершенно упускаемая из виду постоянно увеличивающаяся химическая нагрузка на окружающую среду и состояние здоровья населения. Именно отсутствие контроля за оборотом химии в регионе и является причиной большинства известных экологических проблем.

Тем не менее в условиях нарастания глобального экологического кризиса, участившихся погодных аномалий (ураганы, штормы, наводнения, засухи и др.) традиционные подходы к экологическому просвещению мало чему способствуют для удовлетворительной жизнедеятельности населения в урбанизированной среде.

А потому нужно менять подходы. И через правильные ответы на жизненно важные вопросы способствовать формированию убеждений, а с ними – мировоззрения культурного человека новой эпохи, которая неотвратимо захватывает все стороны общественного бытия. Экологическая культура конкретного человека как часть культуры общества – это, прежде всего, система табу и ограничений. И по-другому сейчас нельзя.

Три важнейшие аксиомы экологического просвещения в новую эпоху (когда уже явно нарушен баланс между техносферой и биосферой):

  1. все протекающие на поверхности Земли естественные процессы являются взаимосвязанными, и любое антропогенное воздействие, связанное с развитием цивилизации, влияет на эти естественные процессы;
  2. невозможно без ущерба для сохранения многообразия жизни бесконечно расширять сферу влияния цивилизации в ограниченном пространстве планеты;
  3. невозможно требовать удовлетворения бесконечно растущих потребностей человека в условиях ограниченности ресурсов (по сути – условия многообразия жизни) биосферы.

Очевидно, что в новую эпоху по-старому жить нельзя, и необходим переход на разумное развитие, опирающееся на естественнонаучную основу – законы биосферы, обязательные к исполнению для людей. Прежде всего тех, кто принимает управленческие решения. Вспомним наказ академика Вернадского В.И.: «Человечество не может свободно строить свою историю, оно может строить её только с учётом законов биосферы» (1944 г.). Один из таких законов – о биотической регуляции окружающей среды и климата – открыт в конце XX века петербургским учёным Горшковым В.Г. Важность этого закона природы состоит в том, что он количественно оценивает стабилизирующее воздействие естественных экосистем на окружающую среду и климат, раскрывает суть механизма динамической устойчивости многообразия жизни в биосфере, в том числе жизни человека. Данный закон напрямую касается выполнения нормы статьи 42 Конституции РФ (Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду…).

Нарушение законов природы невозможно в том смысле, что такое нарушение несовместимо с жизнью вообще и человека в частности. Поэтому все законы человеческого общества, регулирующие экономические, политические, социальные и культурные отношения, вторичны и должны формулироваться с учётом правильного понимания принципов функционирования биосферы и места человека в ней.

В новую эпоху «тектонических процессов глобальной трансформации», когда уже нарушен баланс между техносферой и биосферой, «экологизация» мышления становится важнейшим дополнительным компонентом в системе воспитания, образования, просвещения и культуры современного человека.  «Экологизация» мышления играет ключевую роль при формировании мировоззрения граждан Петербурга новой эпохи и должна стать важнейшей целью общественного развития и стратегии её достижения не только в региональном, но в глобальном контексте.

Россия самобытное государство-цивилизации. И удел России всемирность, поскольку именно Россия является экологическим донором на всем евразийском континенте (все остальные страны – экологические должники и своим более-менее экологическим благополучием полностью обязаны России).

При условии сбережения естественных экосистем, ненарушенных лесов Россия, заняв опережающую позицию, может и должна стать мировым лидером новой экологической повестки, в т.ч. в вопросах изменения климата, а также водной дипломатии в системе ООН. И заниматься экологическим просвещением в самом широком смысле слова, создавая для этого соответствующие дискуссионные площадки, т.н. «мозговые центры». Кроме того, опираясь на ни у кого не списанную отечественную теорию биотической регуляции, объединить вокруг себя государства-участники ЕАЭС, ШОС, БРИКС, которые сохраняют большие площади естественных экосистем, малонарушенных лесных территорий. Это вопрос выживания цивилизации в новую эпоху.

Учитывая данные обстоятельства, предлагается:

  1. В целях создания благоприятных условий для экологического образования, просвещения и формирования экологической культуры ввести на территории Петербурга обязательный в вузах, колледжах, школах образовательный курс «Естественно-научные основы устойчивости жизни в биосфере». Пилотный (демонстрационный) проект выполнить на базе одного их учебных заведений города.
  2. На уровне межрегионального сотрудничества для лучшего понимания опасных процессов изменения окружающей среды внедрить в Российской Федерации новый приоритет научных исследований: «Физические и биологические основы устойчивости окружающей среды и жизни». Данную работу строить на основе междисциплинарного подхода, который объединит учёных и специалистов из разных областей науки. Необходимая теоретическая база для этого в Санкт-Петербурге подготовлена.
  3. Наряду с научно-образовательными, просветительскими мерами необходима разработка адекватных индикаторов творческого потенциала человека и поддерживающего природную среду развития в динамике. В том числе комплексных оценок, подобных ВВП и «индексу благоприятствования» (согласно ст. 42 Конституции РФ, по принципу: «не навреди» – для безусловного сохранения естественных экосистем и организации творческой жизнедеятельности человека) в условиях урбанизированной среды Петербурга. Концептуальная основа, судя по всему, должна распространяться по другим регионам и странам именно из нашего города. Именно в Петербурге сложилось понимание естественно-научных основ устойчивости окружающей среды и многообразия жизни, включая человека.

доктор философии Старцев А.А.

эксперт Постоянной комиссии по экологии и природопользованию

star.unido@yandex.ru