А.В. Кулев, спикер площадки XIV Петербургского международного педагогического форума

На базе гимназии № 205 г. Санкт-Петербурга проводилось одно из мероприятий данного форума по теме: «Актуализация воспитательного компонента в образовательном пространстве гимназии посредством применения инновационных технологий». В рамках данной темы академик РЭА Александр Вадимович Кулев провёл мастер-класс для педагогов образовательных учреждений г. Санкт-Петербурга. Целью мастер-класса было выявление воспитательного потенциала стихотворных произведений о животных, а также – возможностей его реализации на уроках и во внеклассной работе по биологии.

При проведении мастер-класса особое внимание было уделено вопросам экологического воспитания учащихся средствами художественной литературы. В процессе обсуждения теоретических аспектов данной проблемы участники мастер-класса ознакомились с позицией педагогической науки о роли стихотворных текстов в обучении и воспитании. Особое внимание было обращено на следующие важнейшие аспекты.

  1. Стихи обогащают духовный мир ребенка, учат видеть красоту человека и природы, радуют и изумляют музыкальностью языка.
  2. Работа со стихотворными текстами способствует развитию эстетических чувств, художественных вкусов и разносторонних творческих способностей, в том числе, и на уроке биологии.
  3. Стихотворные тексты обладают огромным потенциалом эмоционального воздействия. Это очень важно, поскольку проблема эмоциональной насыщенности материала урока в целом очень актуальна.

Затем участниками мастер-класса были выявлены отличия стихотворных текстов от поэтических. Они отметили, что главным признаком настоящей поэзии является создание художественных образов, чем не всегда характеризуется написание стихотворных текстов. Следовательно, не каждое стихотворение является поэтическим произведением.

Участники форума согласились с тем, что поэтические произведения, в которых много абстрактных романтических художественных образов, не подходят для эффективного применения на уроке. В нашем случае нужны именно стихотворные тексты, содержащие в себе биологические, а также экологические факты и идеи. Чтобы быть эффективными в педагогическом отношении, эти тексты обязательно должны быть насыщены научной информацией. Кроме того, они должны мотивировать учащихся к интеллектуальной деятельности, нацеленной на формирование эмоционально-ценностного отношения к содержащимся в тексте стихотворения фактам и идеям.

Далее в процессе работы по теме мастер-класса выяснилось, что во многих литературных произведениях для детей и подростков имеются биологические и экологические ошибки, с которыми в дальнейшем приходится сталкиваться учителям. Эти ошибки требуют исправления, а переучивать всегда труднее, чем изначально научить правильно. Главной причиной появления этих ошибок является то, что литературные тексты о животных нередко пишутся людьми, не являющимися специалистами в области биологии и экологии. Участники мастер-класса с сожалением констатировали, что грамотных в биологическом и экологическом отношении, содержательных (с научной точки зрения) и занимательных по форме стихотворных текстов о животных, ориентированных на учащихся средней школы, в нашей литературе очень мало! Следовательно, необходимо целенаправленное создание таких текстов специалистами в области биологии и экологии, имеющими склонность к написанию стихов и одарённых в этом отношении.

Академиком РЭА Александром Вадимовичем Кулевым, членом шести писательских организаций, автором десяти книг, лауреатом многих литературных конкурсов; кавалером орденов, медалей и других наград в области литературы, создана электронная «Энциклопедия о животных», включающая в себя более 300 стихотворных произведений о «братьях наших меньших».

С многими из этих литературных работ можно ознакомиться при посещении личной страницы А.В. Кулева на литературном портале «Проза.ру» по ссылке https://proza.ru/avtor/89217935171?ysclid=luoom4su3l684608411. Эти стихотворные тексты, нередко имеющие ярко выраженную экологическую направленность, специально предназначены для использования на уроках и во внеклассной работе со школьниками (при изучении ими биологии). В концепцию написания конкретного стихотворения входили следующие компоненты:

– биологическая информация, подлежащая усвоению;

– интересная сюжетная линия;

– философская идея;

– юмор или, наоборот, трагический мотив.

А.В. Кулев прочёл участникам форума некоторые из своих стихотворений о живой природе, при обсуждении которых акцентировал внимание слушателей на возможности использования этих произведений для экологического воспитания школьников.

На завершающем этапе проведения мастер-класса А.В. Кулев обсудил с присутствующими наиболее эффективные приёмы организации работы учащихся со стихотворными текстами на уроке биологии. К ним, в частности, относятся:

1.Внимательное прочтение текста стихотворения, выделение в нём основных фактов и идей.

2.Публичное озвучивание этих идей, их коллективное обсуждение.

3.Высказывание и обоснование личного отношения к прочитанному.

4.Ответы на вопросы, поставленные учителем.

5.Составление собственных вопросов к тексту стихотворения.

6.Сочинение собственных стихотворных текстов на заданную тему (в качестве домашнего задания).

Мастер-класс завершился аплодисментами его участников в адрес А.В. Кулева и коллективным пожеланием ему дальнейших успехов в литературной и педагогической деятельности. Ниже приводится одно из стихотворений Александра Кулева, которое можно успешно использовать в целях экологического воспитания учащихся.

Фото из открытых источников сети Интернет

БИЗОН

      Бизонов миллионные стада
      По прерии бродили повсеместно.
      Им на планете было очень тесно,
      Но было им неведомо тогда,
      Что через двести-триста быстрых лет
      Их ждет на этом свете много бед!

К ним люди приближались бледной тенью,
На действия жестокие легки…
Бизонов убивали без сомненья,
Из тел их вырезая языки!

      Над тушами их вороны кружили –
      Свидетели бизоньих страшных бед.
      Койоты без труда уж находили.
      Богатый незаслуженный обед!

И вдруг совсем внезапно оказалось –
Бизон не вынес участи своей,
От миллионных стад его осталось
Десятка три напуганных зверей!

     В охране вида есть свои плоды,
     Но знаю: эти мощные созданья –
     Немного утекло с тех пор воды –
     Стояли, уж, на грани вымиранья!
     Кто знает, долог будет ли их век?
     О, как же ты опасен, человек!