Председатель Центрального совета МОО «Природоохранный союз», академик РЭА, профессор Вероника Тарбаева приняла активное участие как ведущий эксперт российских вузов, крупнейших некоммерческих организаций, в семинаре «Технологии развития гражданской активности детей и молодежи в российском образовании», проходившем в Российском государственном гидрометеорологическом университете (РГГМУ),
СПб, 24 сентября.
Организаторы семинара: Фонд развития молодежных волонтерских программ, Российский государственный гидрометеорологический университет, Ассоциация волонтерских центров, «Российское движение школьников», ФГБУ «Федеральный институт развития образования», ФГБУ «Федеральный эколого-биологический центр».
В мероприятии приняли участие ведущие эксперты российских вузов, крупнейших некоммерческих организаций, активисты молодежных общественных объединений/организаций и др.
Цель семинара – презентация инновационных методик развития гражданской активности детей и молодежи, изучение опыта привлечения обучающихся (студентов и школьников) в совместную деятельность по созданию социальных проектов для решения общественно значимых проблем.
Основные тематические направления работы семинара:
– анализ особенностей развития гражданской активности детей и молодежи в образовательных организациях России (исходя из возможностей образовательной среды, социокультурных особенностей региона, города, села и др.);
– изучение опыта межсекторного взаимодействия образовательных организаций и СО НКО в развитии гражданской активности детей и молодежи;
– презентация лучших федеральных и региональных проектов различной направленности (гражданско-патриотических, экологических, краеведческих, культурно-просветительских и др.) с участием студентов и школьников;
– обсуждение технологий привлечения обучающихся в деятельность детских общественных объединений для решения общественно значимых проблем.
Модераторами семинара выступили:
Арсеньева Татьяна Николаевна – президент Фонда развития молодежных волонтерских программ, руководитель направления «Добровольчество в образовании» Координационного совета Общественной Палаты РФ, член Совета Ассоциации волонтерских центров и Палкин Иван Иванович – первый проректор ФГБОУ ВО «Российский государственный гидрометеорологический университет».
Модераторами секций выступили:
Секция № 1 «Волонтерские проекты в сфере экологии, спорта и здорового образа жизни» Менников Владимир Евгеньевич – директор ФГБУ «Федеральный детский эколого-биологический центр»; Лесин Сергей Викторович – сотрудник факультета химической технологии и экологии РГУ нефти и газа (НИУ) им. И.М.Губкина, генеральный директор ООО «Инпрокор» (г. Москва);
Секция №2. Загладина Хмайра Тимофеевна – руководитель Центра социализации, воспитания и неформального образования Федерального института развития образования; Санникова Татьяна Александровна – директор АНО «Самарский центр развития добровольчества», директор ГБПОУ «Самарский государственный колледж сервисных технологий и дизайна».
Вероника Тарбаева выступила как эксперт с докладом на тему «Роль общественных организаций в экологическом воспитании при организации масштабных природоохранных мероприятий» на заседании секции №1. В своем выступлении она рассказала о цели, задачах и результатах внедрения инновационной программы, разработанной МОО «Природоохранный союз», при проведении Общероссийской акции по очистке берегов малых рек и водоемов в рамках федеральной целевой программы (ФЦП) “Вода России” за 2014-2017 годы. Вероника Тарбаева отметила, что выявлено положительное влияние реализации данной программы в рамках проведения широкомасштабных экологических мероприятий на развитие личности детей и молодежи, принимавших в них участие, развитие лидерских качеств волонтеров по улучшению неблагоприятной экологической ситуации, формирование нового общества людей, живущих в гармонии с природой. Эксперт также продемонстрировала роль общественных организаций в формировании экологической культуры населения в рамках проведения широкомасштабных экологических мероприятий.
В период глобальных политических, экономических и экологических изменений человечеству, как никогда, необходимо обратить свое внимание на состояние окружающей среды и научиться бережно относиться к природному наследию. Будущее нашей страны непосредственно зависит от каждого из нас, от того какие привычки мы культивируем в себе, и какой багаж знаний о природном богатстве мы закладываем в умы подрастающего поколения. В последние десятилетия общественность всё больше обеспокоена проблемами взаимодействия человека и природы, выражающимися в возрастающем потреблении природных ресурсов, усилении антропогенной нагрузки на окружающую среду, увеличении экологической опасности. Дополнительным негативным фактором является низкий уровень экологической культуры и отсутствие чувства ответственности за состояние окружающей среды в современном обществе.
Сегодня много говорится о большой роли экологического образования. Но вместе с тем образование является таким институтом, который довольно консервативен, так как очень долго адаптируется для решения новых насущных проблем, которые ставит время. Поэтому существует острая необходимость развития альтернативных методов формирования у подрастающего поколения экологической культуры, ответственного и бережного отношения к природным ресурсам и к природе родного края. Ответственное отношение к природе предполагает наличие определенного уровня саморегуляции и самоконтроля. Острота современных экологических проблем требует наличия такого уровня экологической подготовки и воспитания молодого поколения, который позволил бы учащейся молодежи не только устранять уже имеющиеся негативные экологические последствия, но и предотвращать появление новых. Особую воспитательную ценность в связи с этим приобретают собственные наблюдения и опыт деятельности по защите, уходу и улучшению природной среды.
МОО «Природоохранный союз» разработал инновационную программу, которая направлена на воспитание в подрастающем поколении чувства ответственности и гордости за природу родного края. Данная программа позволяет не только расширить знания у детей и молодежи о природной среде, и выработать у них убеждение в возможности преодолеть негативные воздействия на природу, но также научить их это делать, создать у них успешный опыт такой деятельности. Положительные изменения, созданные собственными силами, помогают ребятам, участвующим в реализации нашей программы, усваивать правила и нормы поведения в природе, которые будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого.
Данная программа была апробирована в рамках масштабных мероприятий, таких как межрегиональная акция «Сдавайте батарейки правильно!», Всероссийская акция «Природа – наш общий дом», Всероссийский конкурс «Лес боится огня», Общероссийская акция «Нашим рекам и озерам – чистые берега» и др., охватывающих сотни тысяч граждан большинства регионов нашей страны.